Против крымского общественника Александра Талипова, известного подтвержденными документально публикациями инсайдов на коррупционную тему, подано сразу три судебных иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истцами во всех трех случаях выступают чиновники Мининформа Крыма: глава ведомства, вице-премьер РК Дмитрий Полонский, его зам Максим Балацкий и экс-замначальника управления этого же министерства Эрвин Мусаев, возглавляющий официальный крымско-татарский телеканал «Миллет».
Детали исков Полонского и Мусаева «Примечаниям» пока не известны, кроме одной: Полонский пытается привлечь Талипова к ответственности за сообщение в одном из Telegram-каналов, где его назвали агентом СБУ (об этом ранее заявлял экс-президент Крыма Юрий Мешков, Полонский это опероверг, но иск на Мешкова не подал). Теперь зам Сергея Аксенова просит суд взыскать 1 млн рублей морального ущерба, несмотря на то, что пост, фигурирующий в иске, даже не является авторским. Судя по всему, это первый подобный прецедент в России – ранее за посты в Телеграме блогеры к ответственности не привлекались.
Зато известны детали иска Максима Балацкого. Зам Полонского обратился в суд после публикации сообщения на странице Талипова в Фейсбуке, посвященного украинскому прошлому чиновника. Вторым ответчиком по иску значится издание «Аргументы недели», где тоже вышла статья про Балацкого.
В своем сообщении Талипов рассказал, что фамилия Балацкого фигурирует в «нескольких скандалах» - публикациях украинских СМИ о судебных тяжбах по 12 квартирам в элитном жилом комплексе «Мост-сити» в Днепропетровске. Эти квартиры были приобретены в ипотеку, которая по неизвестным причинам не была зарегистрирована в государственном реестре, как того требует законодательство. Позже, когда кредит по ним еще не был выплачен, они были перепроданы — нотариусы попросту не увидели по ним кредитных обременений, так как записей в реестре не существовало. Сам долг по ипотеке кредитор, «Агробанк», тоже перепродал, причем неоднократно — получилась цепочка из других банков и компаний. Итоговым держателем долга стала кипрская компания Hagworth Management Limited, учредителем которой по странному совпадению в 2012 году числился Максим Балацкий, экс-глава юридического управления «Агробанка» (к слову, эта карьерная ступень упоминается в официальной биографии чиновника, опубликованной на сайте Совмина Крыма). Офшор подал в суд на добросовестных приобретателей квартир и в 2013 году отсудил их недвижимость. К этому моменту записи в реестре о том, что квартиры заложены, чудесным образом появились.
Об этом много писали и говорили на Украине. В частности «34 канал» в 2014 году выпустил сюжет.
«Примечаниям» удалось связаться с героиней сюжета «34 канала» Еленой Беловой. Она подтвердила, что обращалась к крымским СМИ с просьбой опубликовать ее историю, так как знала, что учредитель офшорной компании Максим Балацкий и судья Бабушкинского суда Днепропетровска Николай Бибик, вынесший в 2013 году решение в пользу Hagworth Management Limited, находятся в Крыму. Женщина сообщила, что разбирательства по ее недвижимости продолжаются в Днепропетровске до сих пор. Она передала «Примечаниям» пакет судебных документов и ссылки на публикации украинских СМИ.
Как оказалось, Балацкий и Бибик не просто живут на полуострове – сразу после переезда в 2014 году они заняли крупные государственные должности в территориальном управлении Росграницы, где обустраивали пропускные пункты между российским Крымом и Украиной. При этом Николай Бибик был объявлен на Украине в розыск.
Сейчас недавний днепропетровский судья Бибик возглавляет управление Росграницы в Крыму. А Максим Балацкий в июне 2016 года был назначен замом министра внутренней политики Крыма Полонского, который при Украине возглавлял в Симферополе блок Юлии Тимошенко.
Кроме того, Талипов в своем посте упоминает, что Балацкий являлся участником нескольких судебных процессов уже в российских арбитражах. Они также связаны с переходом прав на ипотечную недвижимость - только уже в Крыму, и долгами офшорных компаний (дело А83-5231/2015, А83-2850/2016).
Также общественник упоминал, что у крымского УФМС были вопросы к Максиму Балацкому по поводу законности получения российского гражданства. Чиновник на момент референдума действительно был прописан в Днепропетровске, где работал в юридической компании. Одновременно он занимал по совместительству должность юриста в алуштинском ООО «Гарден плюс». Балацкий сумел доказать в суде, что проживал в Крыму, и получил российский паспорт. ФМС апелляцию по этому решению не подавала. Позже миграционная служба решила продлить сроки апелляции, чтобы вновь проверить законность получения Балацким гражданства. В свою очередь чиновник подал иск в Верховный суд Крыма с требованием запретить пролонгацию — и выиграл дело.
Статьи о днепропетровском прошлом Балацкого и Бибика неоднократно выходили в СМИ и блогах: «Карьера украинских мошенников в судебной системе России», «У Днепропетровска собираются отсудить 78 млн за бизнесмена-банкрота», «Нет патриотов на киприотов», «Судья Бибик должен ответить за свои незаконные решения». Эти материалы были опубликованы несколько лет назад и до сих пор доступны в поисковиках – похоже, их истинность Балацкий не оспаривал и не оспаривает.
Почему же иск подан именно к посту крымского общественника Талипова, основанному на этих статьях? Судя по всему, судебная атака со стороны сразу трех сотрудников Мининформа на главного крымского инсайдера является частью «охоты на ведьм», открыто объявленной Полонским и его ведомством осенью 2017 года. В последние месяцы в крымских и федеральных СМИ появилась серия публикаций, в которых министр информации называет критиков местного чиновничества пособниками украинских и западных спецслужб. Месседж Полонского прозрачен: уличаешь в коррупции – значит, враг государства.
Примечательно, что к фактам, которые привел в Фейсбуке Талипов, в иске у Максима Балацкого претензий нет. Он лишь указывает на неприемлемую лексику и стилистику поста, которая якобы наносит вред его репутации. В частности, чиновнику не понравилась фраза «зачем-то сбежал в Крым», «фигурант множества скандалов», «компания Hagworth Management Limited выступала истцом и отжимала...», «разводили людей», «фигурирует Балацкий все по тем же схемам».
Связаться с Максимом Балацким «Примечаниям» не удалось: его мобильный телефон не отвечает. Александр Талипов от комментариев отказался, отметив лишь, что считает одновременное появление исков прямым давлением на себя.