В нашу гавань не заходят корабли

Власти российских портов на Черном море продолжают игнорировать прямые указания президента и премьер-министра о смягчении режима мореплавания для малых судов, блокируя развитие парусного спорта, яхтенного туризма и флота прогулочных судов. Маломерные суда чиновники упорно продолжают считать коммерческими, выдвигая к ним абсурдные требования. Это оборачивается риском для жизни экипажей: дожидаться разрешения зайти в гавань можно несколько дней.
Ксения Светлова
27.04.2017

На сайте Change.org Виктор Курганов из Санкт-Петербурга создал петицию к президенту Российской Федерации. Он просит Владимира Путина заставить чиновников исполнять законы страны. По мнению автора петиции, в Севастополе, Республике Крым и Краснодарском крае постоянно игнорируют требования законодательства, когда речь заходит о маломерных судах.

[[incut? &ids=`19028`]]«Примечания» неоднократно писали об этой проблеме. Наш ксперимент показал, что переход из Стамбула в Севастополь может грозить ни сколько борьбой с морской стихией, сколько испытанием местной бюрократией.

Требования, которые предъявляются к яхтсменам, не выполнимы или противоречат друг другу. Иногда своими действиями портовые власти, по сути, принуждают капитанов нарушать законодательство. Такое поведение наводит на мысли о том, что нормативный хаос в море кому-то выгоден и избавляться от него чиновники в ближайшее время не планируют.

Отсутствие яхтенной инфраструктуры и множество запретных зон — это не самое страшное. Хуже, когда во время шторма яхта не может зайти в порт. Такие ситуации могут закончиться чьими-то смертями.

[[incut? &ids=`19405`]]Так, на волоске от смерти оказался экипаж спортивной парусной яхты «Симфония». Несколько дней парусник пытался зайти в Новороссийский порт. Был нанят агент, люди общались с представителями порта с утра до вечера, но пока не привлекли СМИ – их яхту в порт не пускали.

Из-за экономии пресной воды у одной из девушек на борту развилась экзема на лице и правой руке, потом появилась опухоль. У второй, видимо от холода, началось воспаление спины, и человек оказался обездвижен. К рассвету третьего дня яхту дважды сорвало с якоря. А на берегу сидели пограничники и сторожили, чтобы люди не вышли на берег. К счастью, все остались живы. Но у чиновников, видимо, появилась новая разновидность игры в русскую рулетку: утонут или не утонут яхтсмены?

Такое положение вещей можно объяснить одним словом: безнаказанность. Чиновников не привлекают к ответственности по 125 статье УК РФ. Хотя они попадают под статью 237 УК РФ – это замалчивание информации о происходящих нарушениях со стороны должностных лиц. Но пока не слышно ни об одном деле по этой статье в контексте создания сложностей для яхтсменов.

Постоянные обращения в ОНФ, к представителям власти в разных регионах не дают результата. В ноябре в Ялте на форуме ОНФ с участием президента РФ Олег Николаев озвучил в очередной раз предложение снять административные барьеры для маломерных судов.

[[incut? &ids=`18446`]]Он указал на то, что местные и федеральные ведомства до сих пор не рассматривают крымскую акваторию как туристические ворота полуострова. Хотя в соседней Турции яхтенный туризм приносит около 5 миллиардов долларов. Но в Крыму нет таких цифр, да и статистики в целом нет.

И это неудивительно, ведь условия у нас поистине варварские, за гранью понимания любого современного цивилизованного человека. Даже если иностранному судну посчастливилось пройти все процедуры и вовремя попасть в порт — в Севастополе и в Крыму нет причала с единым окном таможенного и пограничного контроля. Яхту не пришвартуют, пока капитан с моря не организует доставку отряда пограничников и таможенников за свой счет.

В качестве примера нормальной работы чиновников можно привести Балтику. В Санкт-Петербурге, в Кронштадте на форте Константин, в Выборге, на Сайменском канале сделаны и обустроены специальные причалы для маломерных судов, защищающие от непогоды. Маломерное судно может в любое время суток прибыть на пункт оформления, пришвартоваться к специально оборудованному причалу, в кратчайшие сроки пройти процедуру пограничного и таможенного оформления.

[[incut? &ids=`18053`]]Другое дело — Черное море. У нас даже красотами полуострова можно любоваться на расстоянии. Причем на приличном. Из-за препон чиновников, если тебе нужно из Севастополя в Ялту, ты не можешь идти вдоль берега, наслаждаясь природой Крыма, защищенный от ветра главной грядой Крымских гор. Не доходя мыса Сарыч, ты обязан взять курс на Турцию и примерно час удаляться от Крыма в этом направлении. А там ветер сильнее, его ураганные порывы представляют реальную опасность для людей.

По сути, пограничные ограничения нарушают конституционные права людей. Более того, это урон по имиджу всей страны – ведь в такие кабальные воды мало кому хочется заходить.

Эти проблемы никто не решает уже который год, хотя сделать это можно. К примеру, обязать Госдуму и ее профильные комитеты адаптировать законы РФ к международным морским практикам, в том числе используя опыт стран Средиземноморья. Наказать тех, кто саботирует и игнорирует поручение правительству РФ от 14 мая 2015 г. № Пр-945, а также поручение премьер-министра Медведева Министерству экономразвития, Минтрансу РФ, Минкульту, МИД, МЧС, ФСБ, ФТС, Ростуризму по созданию благоприятных условий для яхтинга в прибрежных районах. Поручение было дано еще в июне 2015 года - два года ничего не меняется.

Мы привыкли сетовать на санкции Запада, но в данном случае мешают нам не они, а пещерные правила мореплавания, уместные разве что для Северной Кореи. Эти правила не делают разницы между крупнотоннажными и маломерными судами. Любую попытку зайти в порт они превращают в хождение по бюрократическим мукам. Чиновники игнорируют все требования и поручения — очевидно, опасаясь, что станут ненужными после облегчения режима мореплавания.