В Новый год без денег с картой РНКБ

Каково это, остаться в Новый год без денег? Тем более, когда на твоем счету они есть, но ни снять наличность в банкомате, ни расплатиться картой ты не можешь. Все это испытал на себе севастополец, рискнувший отправиться на материк с картой РНКБ.
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
12.01.2017

Житель Севастополя Олег Б. начал готовиться к поездке заранее. Как и все держатели карт РНКБ, он получил в начале декабря смс, в котором говорилось, что необходимо заменить карты платежной системы ПРО100 на карты системы МИР, так как после 25 декабря они не будут обслуживаться нигде, кроме отделений банка.

За десять дней до поездки, в середине месяца, Олег отправился в отделение банка у Комсомольского парка. Там его заверили, что его карта ПРО100 в замене не нуждается, так как она именная. И до окончания срока действия — лета 2018 года — она будет обслуживаться по всей территории России.

«Мне сказали, что менять надо только обычные неименные и кредитные карты, а именные — не нужно», — рассказывает мужчина.

Перед Новым годом Олег отправился в гости к родным в Санкт-Петербург. «Тогда я и представить не мог, что меня ожидало на материке. Уже на первой заправке я не смог рассчитаться картой: все время у них была какая-то ошибка, и деньги не снимались. Тогда я подумал: "Проблемы нет, бывает". Молния два раза в то же место не бьет. Но на следующей заправке было то же самое. Мысли были какие угодно, но не могли же в банке меня обмануть», — рассказывает он.

Приехав в Санкт-Петербург, мужчина обратился в call-центр РНКБ. Там ему объяснили, что карта на территории РФ работать больше не будет. Ее нужно обменять на новую в ближайшем отделении банка — то есть в Крыму или в Москве.

Тогда Олег решил просто перевести деньги с карты на счет своего друга — через онлайн-банкинг. Но войти в свой аккаунт через мобильное приложение мужчина так и не смог: не работал пароль.

«При заходе он мне вдруг пишет, что надо привязать карту, как будто она у меня новая. Я ввожу логин и пароль — никакой реакции. Ошибка авторизации. Свой пароль я помню хорошо, я вводил его много раз...», — возмущенно рассказывает Олег.

Он стал снова звонить в банк. Сначала на том конце провода оператор, как заведенный, повторял: «Вы ввели неправильный пароль», не предлагая никакого решения. Когда Олег снова и снова повторил свою просьбу о помощи, ему предложили: банк сбросит пароль и вышлет клиенту новый по смс.

Олег оставил заявку. Оператор долго проверял его данные, а затем сказал: «Ожидайте сообщения». Но ни в этот день, ни на следующий, ни через день пароль на телефон не пришел.

Мужчина стал снова звонить в банк. Трубку сняли только на третий раз. Ответили, что заявка принята, но будет рассмотрена в рабочий день — то есть 9 января.

«Моему изумлению просто не было предела! Я им пытался объяснить ситуацию, в которой я находился, но монотонный равнодушный голос мог лишь повторять одно и тоже снова и снова. Эта ситуация показывает халатное отношение банка к клиентам. Представьте только, сколько людей, поехавших на праздники на материк, столкнулись с такой ситуацией», — говорит Олег.

Сейчас зима. Люди могут попросту замерзнуть без денег, не имея возможности купить бензин и пищу. Почему такой банальный вопрос, как смена пароля банк РНКБ не может решить в автоматическом режиме, без участия «важных» сотрудников, ушедших на каникулы?

Работа онлайн-банкинга РНКБ вообще вызывает у клиентов множество нареканий.

«Пару дней назад у меня украли кошелек с несколькими картами, — рассказывает жительница Севастополя Наталья П. — Первая мысль — заблокировать их. Я не знаю телефона call-центра банка, зато у меня есть приложение для банкинга. Я зашла в него, но функции блокировки карт там не обнаружила. Пришлось звонить оператору. Я потратила на это драгоценные минуты. За это время вор мог купить что-то, расплатившись моей картой».

«А меня бесит сама форма входа в онлайн-банкинг, — поделился крымчанин Алексей К. — Какой-то неудобоваримый логин из цифр, пароль, который нужно постоянно менять... Неужели нельзя сделать вход по номеру телефона? И почему я должен постоянно придумывать новые пароли, если у меня есть несколько комбинаций цифр и букв, которые я помню наизусть?

Однажды я уехал на материк, и мне понадобилось пополнить счет мобильного. Я попытался войти в свой аккаунт, но пароль не работал. Оказывается, я недавно сменил его — принудительно, по требованию системы, но забыл напрочь. Хорошо, что я записываю новые пароли. Пришлось звонить домой отцу — он не пользуется мессенджерами и с интернетом "на Вы" — и просить найти бумажку в моей квартире. На этот звонок я потратил больше 300 рублей.

Я пользуюсь множеством онлайн-сервисов, но такое безапелляцинное требование менять пароль каждые несколько месяцев — это редкость».

Вход «пластика» в повседневную жизнь крымчан произошел еще при Украине, когда всем выдавали карты международных платежных систем Visa, Maestro, Master Card, которые принимали повсеместно. Жители полуострова привыкли пользоваться продвинутой даже по мировым меркам онлайн-системой «Приватбанка».

Российские банки в Крым с материка не заходят — из-за санкций. Здесь открывают отделения только мелкие провинциальные банки, которые то и дело банкротятся. А самый крупный крымский банк РНКБ из-за тех же санкций вынужден выпускать карты отечественных платежных систем: сначала ПРО100, теперь МИР.

Теперь карты ПРО100 от РНКБ нигде не работают, кроме его же банкоматов и онлайн-банкинга.

«РНКБ банк прекратил выпуск карт ПРО100 летом 2016 года, на текущий момент все активные карты ПРО100 заменены на карты МИР бесплатно, — пояснили в пресс-службе банка. — В настоящее время банк выпустил более 850 тысяч карт МИР для жителей Республики Крым и города Севастополя, в 2016 году Банк выдавал до 5000 карт МИР в день».

С 25 декабря карты ПРО100 РНКБ обслуживаются только в сети устройств РНКБ Банк (ПАО) ввиду поэтапного прекращения участия банка в платежной системе УЭК (ПРО100). РНКБ Банк (ПАО) в ноябре-декабре 2016 года сообщил об этом клиентам путем SMS-информирования, а также на официальном сайте банка.

«Банк рекомендовал клиентам бесплатно заменить карту ПРО100 на карту национальной платежной системы МИР в любом отделении РНКБ в случае планирования поездок за пределы Крыма. Карты МИР обслуживаются на всей территории РФ в сети устройств банков-участников Национальной системы платежных карт», — пояснили в банке.

Там добавили, что готовы провести внутреннее расследование. «Мы сожалеем о неудобствах, с которыми столкнулся клиент, однако сообщаем, что клиент был уведомлен sms-сообщением о порядке обслуживания карт ПРО100 с 25.12.2016, что в случае его личного запроса сможем подтвердить официально. Если клиент готов сообщить адрес или номер отделения, а также ФИО сотрудника, который, по его словам, сообщил недостоверную информацию о работе карт ПРО100, банк готов провести внутреннее расследование и проинформировать о мерах, которые будут приняты после изучения данной ситуации», — заверили в пресс-службе.

По поводу длительной процедуры замены пароля в онлайн-банкинге РНКБ ответил, что подобные запросы действительно обрабатываются только в рабочие дни.

«Упрощение и улучшение систем удаленного доступа проводится банком постоянно, но с соблюдением всех требований безопасности, так как обратной стороной упрощения процедуры является увеличение риска мошеннических операций с помощью онлайн-сервисов. Сохранность денежных средств наших клиентов и безопасность систем удаленного доступа для банка остается главным приоритетом», — пояснили нам.

Таким образом, РНКБ банк вышел из системы обслуживания карт ПРО100 (УЭК). И эти карты на материке больше работать не будут — ни в торговых точках, где их раньше принимали, ни в банкоматах.

Еще летом СМИ писали, что отказ Сбербанка от ПРО100 в первую очередь ударит по крымчанам, являющимся держателями более 1 млн карт этой системы. Но пока по жителям полуострова больше бьет некомпетентность служащих банка: если бы Олега не заверили, что карта будет работать, а заменили бы ее, он смог бы избежать неприятностей в Новый год.

А что же МИР? Новая идея Центробанка — отечественная система МИР — пока только набирает обороты. Работают эти карты лишь внутри страны, хотя ранее в СМИ появлялись сообщения, что «Национальная система платежных карт» заключила договор с MasterCard о выпуске ко-бейджинговых МИР-Maestro, которыми можно будет расплачиваться за границей.

Будет ли МИР удобнее для конечных пользователей — пока неизвестно. Но, в отличие от системы ПРО100, карты МИР принимают многие торговые сети, интернет-магазины и онлайн-сервисы, например, популярные у путешественников «Аэрофлот» и «Макдональдс».

В любом случае, проблемы внедрения отечественных платежных систем не должны касаться клиентов банка. Медлительность, откровенная ложь и равнодушное отношение к держателю дебетовой карты, оставшемуся в чужом городе без средств к существованию, подтверждают, что крымскому «пластику» в некоторых ситуациях не стоит доверять. Отправляясь на материк, запаситесь наличными, а также не поленитесь оформить карту в каком-нибудь материковом банке. Она пригодится вам в путешествиях и при оплате покупок и услуг через Интернет.