Скрытая угроза. В Севастополь зашло Яндекс.Такси

На рынке услуг такси в Севастополе грядут перемены: в город зашел сервис Яндекс.Такси. Сотрудники других служб опасаются демпинга и монополизации рынка. Впрочем, воспользовавшись услугой, «Примечания» выяснили, что бояться им пока нечего.
Ольга Соловьева
15.07.2016

С наплывом отдыхающих вызвать такси в Севастополе стало трудно - особенно в пиковые часы, и особенно на короткие дистанции. Связано это с тем, что большинство городских служб такси формирует стоимость заказа по километражу, минимальной ставки за вызов у них нет, поэтому брать заказы на небольшое расстояние водителям просто невыгодно.

«Работаю по километражу, с каждого заказа служба берет у меня 26 рублей, —рассказывает таксист одной из городских служб. — Смотрите: наступает вечер, у меня куча заказов, как я рассуждаю: есть короткая дистанция, где набежит рублей 100, а есть заказ из центра на Остряки, где будет 200. И там, и там снимут 26 рублей. Смысл мне ехать на короткую? Отдам 26, минус бензин — да даже на пачку сигарет не останется».

В отличие от обычных служб такси, у Яндекса базовый тариф есть, оставляет он 120 рублей. За эти деньги можно проехать 3 км бесплатно, после чего у водителя включается счетчик, и за каждый последующий километр начисляется по 15 рублей.

Своих машин у Яндект.Такси нет, они работают как некий агрегатор, который сотрудничает сразу с несколькими городскими службами, предоставляя им возможность пользоваться своим мобильным приложением, чтобы получать заказы. Вызвать машину можно через то самое приложение или на сайте компании без звонка диспетчеру.

Чтобы протестировать сервис, мы выбрали второй вариант. Проехаться «Примечания» решили как раз на короткую дистанцию: от здания правительства до площади Ушакова.

Как только вы указываете свое местоположение и пункт назначения, на карте тут же появляется маршрут и координаты машин, которые находятся поблизости. По задумке, вы можете выбрать конкретную машину, но эта функция в севастопольском Яндекс.Такси пока не работает.

Как только заказ оформлен, сайт выдает сообщение о поиске машины, а потом выдает полную информацию о водителе, который принял заказ. По карте можно отслеживать его передвижение.

Яндекс.Такси обещает, что среднее время поиска машины — пять минут. В принципе, так оно и было, но буквально через несколько секунд после того, как машину назначили, сайт выдал ошибку и поиск начался заново.

Впрочем, новый водитель принял заказ достаточно быстро, и на телефон пришло сообщение, что машина едет. Завяленное время ожидания — 15 минут, и таксист в него действительно уложился.

«Программа интересная: показывает, где я нахожусь, где находится пассажир, сколько времени я еду. Удобно, потому что пассажир видит, когда выходить, и может сразу встать, куда надо, я не трачу время на ожидание», — поделился своими впечатлениями водитель.

Сотрудники других служб такси обеспокоены.

«Уверен, скоро Яндекс.Такси начнет доминировать и убьет все местные службы, — говорит другой таксист, — Сейчас все местные водители скачивают это приложение, и оно очень удобное. По-моему это хорошо: свободных машин будет очень много. Когда человек будет вызывать такси в час-пик по местной службе и ждать полчаса, а потом вызовет Яндекс, и через две минуты к нему приедет машина, он расскажет куму, брату, свату, и со временем все пересядут на Яндекс».

Но на деле оказалось, что машина через две минуты в любое время суток — в Севастополе пока утопия. Выяснилось это ближе к ночи, когда мы решили воспользоваться машиной Яндекса еще раз.

Такси вызывали в центр города, в полпервого ночи. Карта показывала, что свободные такси поблизости есть, но заказ почему-то никто не взял, а через 13 минут нам прислали смс, что такси найти не удалось.

Некоторые таксисты считают, что Яндекс.Такси принесет в город здоровую конкуренцию, что приведет к борьбе за качество таксопарка у местных служб. Сейчас многие экономят на ремонте и обслуживании.

«Если заработает функция выбора машины, то пассажиры начнут отсеивать неликвид, — рассуждает сотрудник одной из местных служб такси. — В моей компании все машины, в основном, иномарки. В других бывает по-разному, но на них все ездят, потому что они демпингуют.

Вот, например, из Краснодара зашли Up taxi, снизили цены, и все на них пересели, потому что там, где у нас выйдет рублей 150, у них — 100-120. Но «аповцы» мало думают о водителях. Надо купить резину, проходить ТО, а им на это почти не остается. Иногда такие корыта приходят, к которым подходить страшно — не то что ехать».

Другие боятся, что, когда крупная рыба поглотит мелкую, цены взлетят. Глава профсоюза таксистов Севастополя, представитель комитета по транспорту при правительстве города и владелица одной из местных служб такси Алла Лазарева, наблюдавшая развитие Яндекс.Такси в других городах России, считает, что эта система разрушительна как для компаний, так и для пассажиров.

По ее словам, как только большинство местных служб переходит под крыло Яндекса, агрегатор начинает диктовать свои условия, а вернуться на рынок им уже сложно, потому что в городе о них уже забыли.

«Предприятиям обещают шумную рекламу, им больше не надо на это тратиться - только бери, что дают, — говорит она. — В последствии, когда местная служба переходит на этот ресурс, людей о ней забывают, на слуху остается только Яндекс. Тогда начинается кабала». 

«У меня в Москве был такой случай, — продолжает Лазарева. — Я вызвала обычное такси от аэропорта за 1000 рублей, и коллеги сказали: «Отмени, вызывай Яндекс, выйдет дешевле». Я вызываю, ко мне подъезжает тот же водитель и везет меня за 500 рублей. Для пассажира, на первый взгляд, ничего плохого. Но для водителя и 1000 рублей — едва рентабельно, ведь туда входит и амортизация, и топливо, и резина, а теперь он вынужден везти за полцены. Какое будущее ждет водителя в этой службе? Никакого. Он просто износит машину за полцены, и в результате мы будем ездить на небезопасных трухлявых автомобилях».

Как скажется конкуренция между Яндексом и местными службами на качестве услуг, пока неясно. Но ясно другое: несмотря на санкции, крупные российские компании постепенно заходят в Крым. А значит, конкуренция так или иначе будет расти, и родимые пятна местного сервиса, которые связаны с его отсталостью, будут стираться, несмотря на режим международной изоляции.