Напомним, что Сергей Вардосанидзе был назначен на эту должность по протекции начальника Департамента здравоохранения Юрия Восканяна. По информации СМИ, Сергей Лаврентьевич был учителем и наставником Юрия Эдуардовича и был приглашен на этот высокий пост из Ставрополя, где семь лет до того жил в статусе обычного пенсионера. О его эпическом хамстве севастопольцы узнали сразу.
Перед этим профессор, доктор медицинских наук был уволен с высокой должности министра здравоохранения Ставропольского края лично губернатором Александром Черногоровым — за коррупцию и развал краевого здравоохранения. Вардосанидзе пытался судиться с системой: уволить человека, который находится на лечении в стационаре, формально нельзя — а Вардосанидзе тогда как раз лежал в больнице. Но суд отклонил жалобу.
И вот - новый поворот. Медицинские работники рассказали «Примечаниям», что в марте в первая горбольница Севастополя подверглась проверке комиссии «сверху».
«Ходили по отделениям, этажам, смотрели, что сделано и отремонтировано, трогали батареи в кабинетах, - говорят они. – Вроде, по сметам у них ремонт прошел в поликлинике и отделениях, а у нас с 60-х годов, наверное, ничего не менялось. В туалеты страшно зайти».
Проверяли, по словам собеседников «Примечаний», и новый корпус больницы. «Потом приехала машина — то ли прокуратура, то ли следственный комитет — и вывезли всю документацию по реконструкции корпуса. Будут разбираться», - говорят медработники.
Новое здание горбольницы обросло скандалами как строительными лесами. Оно было возведено компанией «Гранд-Инвест» на месте старого корпуса зимой 2013 года – за месяц до перехода Крыма в Россию. И в январе 2014 туда переехало несколько отделений, в том числе и лишившееся собственных помещений ЛОР-отделение и челюстно-лицевая хирургия, нефрология.
Но почти сразу — уже при РФ — здание признали не соответствующим санитарным нормам. Оно якобы так и не было введено в эксплуатацию. В результате туда переехало Управление здравоохранения: новый корпус не подходил для пациентов, но приглянулся медицинским чиновникам, до этого ютившимся в «никогда не видавшем ремонта стареньком двухэтажном корпусе с покосившимися стенами» на улице Гоголя — так об условиях работы, предложенных департаменту, отзывался Юрий Восканян.
А в это время пациенты выселенных отделений вынуждены были лежать в коридоре, обозревая ободранные стены. Но лечиться — это же не работать, правда? Можно и потерпеть. Годика два.
После выселения пациентов в новом корпусе началось странное. «Оттуда «камазами» вывозили стройматериалы. Снимали все, что можно. Мебель вывозили. Нам тоже говорили, что можно взять кое-что для отделений. Здание очищали перед реконструкцией», - рассказывают медики.
А потом стартовала и сама «реконструкция». Приехала бригада рабочих. «Приезжие, потому что нерусские. Откуда их пригнали? Что в Севастополе строителей нет?», - комментируют работники больницы. И стали восстанавливать корпус. По словам медиков, построен он был из рук вон плохо. За последние два года облупилась штукатурка, по стенам пошли трещины, а из под крыши в дождь всегда текло.
Но и после ремонта в здании лучше не стало. «Зашли посмотреть будущее отделение, - делится одна из санитарок. - Души висят, струи во все стороны, будто бэушные. На окнах ручек нет, с петель вываливаются. Материалы самые дешевые: краска со стен смывается от одного касания тряпкой — виден нижний слой. А ведь мы должны дезинфицировать стены постоянно. Что же там останется? Штукатурка уже вздулась. И это - ремонт?».
«Сестринские ужасные: вот такое помещение в центре здания, - вторит средний медперсонал, показывая руками закуток площадью около восьми квадратных метров. - Там планировка такая, что по периметру здания палаты с окнами, а кабинеты внутри — в них нет окон. В маленьком закутке стоит унитаз, рядом стол. Поел, простите, погадил, и иди работай! Ни вытяжки, ни кондиционера. В палатах тоже кондиционеров нет. Жалюзи даже не поставили. Летом пациенты задохнутся».
Другие помещения тоже не соответствуют тем самым «нормам», о которых говорил Юрий Восканян. Но на это решили не обращать внимания, ведь по документам реконструкция уже закончена, денежные средства освоены. Переезд объявили — срочный, до 20 марта. Но он не состоялся в связи с визитом комиссии.
Сегодня персоналу первой городской представили нового главврача. Пока - временно исполняющего обязанности. Им станет заместитель главного врача 5-й горбольницы Севастополя по организационно-методической работе Елена Щепина.
Представили ее своеобразно. «Была общая пятиминутка, а потом наш заведующий, человек рассудительный, сказал нам, что нужно готовиться к проверкам и крикам: «Дебилы!». Посоветовал работать, как и работали, спокойно, не идти на конфронтацию. Потому что если она захочет кого-то уволить, то ни профсоюз, ни руководство отделения защитить работника не смогут», - пересказывают медсестры.
Рассказы о том, как руководство 5-й городской больницы общается с персоналом, ходят по городу давно. Главврач этой больницы Оксана Мармута, и её заместители прославились тем, что на протяжении нескольких месяцев устраивали медперсоналу различные проверки.
При этом медработники утверждают, что качество медпомощи интересовало проверяющих в последнюю очередь. На первом месте было "нарушение дисциплины": отдых и еда на рабочем месте (а как, скажите, дежурить сутки без перекуса?), осмотр ящиков персонала и поиск в них личных лекарств и еды, проверка больничного гаража на наличие в нем посторонних машин. С работниками более высокого ранга — врачами, главными медсестрами, заведующими - главврач и её заместители общались на повышенных тонах, позволяя себе хамство и фамильярности.
При этом, говорят медики, администрация больницы закрывает глаза на отсутствие расходных материалов, просроченные медкнижки персонала, низкие зарплаты и неясный механизм их начисления - все то, что не менее важно для функционирования учреждения, чем наличие нужных лекарств и оборудования.
Персонал жаловался на методы работы главврача в департамент здравоохранения. Приезжал в 5-ю горбольницу и сам губернатор города Сергей Меняйло, обещал разобраться в ситуации. Но результата не последовало. Оксана Мармута все так же отвечает персоналу: «Не нравится? Увольняйтесь!»
Итог печален: многие из больницы действительно ушли. И имена этих врачей знал весь город. Уволились неврологи Марина Христенко, Надежда Цой. Ушли реаниматолог Андрей Догадин, врач приемного покоя Полина Носенко, врач ИБОНиН Ирина Пошиваева, детский эндоскопист Ирина Зубкова. И новые специалисты на эти места в очередь не выстраиваются.
Поликлиническая служба тоже развалена. Остро не хватает кардиологов, уролога (поликлиника детского комплекса, Севастополь, сегодня располагает одним урологом, который ведет прием на 0,25 ставки), травматологов-ортопедов. И обо всем этом департаменту здравоохранения известно, но медицинские репрессии по-прежнему «в силе».
Теперь внедрения подобного стиля общения ожидает и медперсонал 1-й городской больницы. «Похоже, кто-то там наверху решил просто развалить здесь все», - с болью в голосе признаются медработники.
Сегодня севастопольцы, обсуждая улучшения, связанные с приходом ОМС, жалуются на очереди в поликлиниках, отсутствие нужного оборудования и специалистов, длительное ожидание плановой госпитализации или операции.
«Обрудование? - смеются медработники. - Да, привезли. И многое еще в 2014 году. Стояло в коробках нераспакованное на складе и в отделении. Но установили его только перед приездом мэра Москвы Собянина. Тогда по отделениям ходили и проверяли, что где стоит».
Вообще, самые разговорчивые в больнице — медсестры и санитарки, врачи предпочитают не выносить сор из избы. Возможно, потому, что младший и средний персонал уже ничего не боится. Как можно держаться за место санитарки, получая зарплату 7-8 тысяч в месяц?
«В прошлом году у нас был оклад 4 лишним тысячи. Но за счет праздничных, стимулирующих получалось по 13-14 тысяч рублей. А сейчас оклад выше, а на руки мы получаем семь. И как это объяснить? В прошлом году у нас балл стимулирующих стоил 800 рублей. Платили по 3 балла — 2400. Сейчас стимулирующих максимум 300 рублей. Почему — нам никто не рассказывает», - жалуются работницы больницы. А ведь политика начисления зарплат зависит от руководства конкретной больницы.
По их словам, помещения горбольницы давно нуждаются в ремонте: трубы текут, стены облупились, кафель отстает. Ни разу за последние два года не обновлялся мягкий инвентарь. Больным вынуждены выдавать белье, оставленное выписавшимися пациентами. Зато выдали посуду — огромные, похожие на тюремные металлические миски. «Стыдно пользоваться. Ну как больной старушке в этом корыте суп подавать?», - восклицает вспомогательный персонал.
По словам медсестер, необходимые лекарства в больнице пока есть, расходные материалы тоже. Но и здесь возможны перегибы: «Иногда не бывает чего-то, врачи не назначают. А потом выдадут на отделение, но срок годности истекает через два месяца. Придется потом списывать».
Проблемы, в которых погрязли больницы Севастополя, не втиснуть в рамки одной статьи. И порядок нужно кому-то наводить. Но сделает ли это новый главврач? И главное, какими методами?
О новом врио главврача известно немного. Поисковик по ФИО выдает ссылку на резюме, размещенное на портале jobs.ru. Некая Щепина Елена Николаевна ищет работу медицинским представителем с окладом в 40 тысяч рублей.
По словам медиков, это молодая женщина — около 35 лет, мать троих детей, кандидат медицинских наук. Тема кандидатской: «Перемещение твердых лекарственных форм в желудке».
Твердые средства, и не только лекарственные, перемещаются в чиновничьих кабинетах очень активно. СМИ не раз писали о том, что и как проворачивает "новороссийская мафия" в медицине Севастоля: Юрий Восканян и его зам Вячеслав Сараф вместе погорели на закупках лекарственных средств. После федеральной проверки в ноябре 2015 соратник Восканяна Сараф решил уволиться.
Изменится ли к лучшему положение в первой больнице, покажет время. По нашей информации Елена Щепина на этом посту задержится всего на один месяц. А на должность постоянного главврача вроде бы прочат Кирилла Иванова, заместителя главврача 5-ой горбольницы по планированию и развитию - тоже «варяга» и тоже, по удивительному совпадению, из Ставрополя.