Очередной случай воровства произошел 15 апреля в одном из магазинов Севастополя. Ящик просто вскрыли ключом от другой ячейки. Сакраментальный вопрос «несет ли магазин ответственность за сохранность вещей в камерах хранения», казалось бы, набил оскомину, и ответов на него в Интернете — масса. И все же, как пояснили «Примечаниям» опрошенные юристы — не все так просто и очевидно.
«15 апреля в 17:40 у нас украли рюкзак с деньгами и документами из камеры хранения в магазине на ост. Лебедя, — пишет один из пользователей севастопольского форума. — Просто вскрыли ключом от соседней ячейки. Пропали паспорт РФ на имя Ромодиной Ю.О., свидетельство о рождении Ромодина С.А. и его свидетельство о прописке».
По словам форумчанина, кража частично попала на запись магазинной видеокамеры.
«На видео из магазина видно, как к камере подходит какой-то [мужчина] с маленькой девочкой лет пяти (девочка на видео в одежде серого цвета и розовых кедах). Действие происходит за стеклом, т.к. ячейки находятся снаружи магазина, поэтому [мужчину] плохо видно (шапка, темные очки). Девочку видно хорошо, потому что она зашла в магазин.
На видео из другого магазина видно, как они заходят с улицы и сразу идут к ящикам хранения. Через минуту они быстрым шагом уходят назад уже с нашим рюкзаком. Открыли шкафчик № 4 вставив ключ от шкафа № 1 с силой провернув. Сразу вызвали полицию, проверили все мусорные баки и лесополосу вокруг. Ничего не нашли».
То, что оставлять какие-либо вещи, а тем более документы в этих «камерах хранения» вообще не стоит — вопрос отдельный. Гораздо интереснее другое — несет ли магазин/супермаркет ответственность за сохранность вещей в этих ячейках?
В Интернете масса юридических комментариев и советов на эту тему. Большая часть говорит, что магазин все же ответственен за пропажу, и в случае утраты или порчи имущества в камерах хранения, владельцы торговой точки обязаны его возместить. Объявления о том, что магазин ответственности не несет, вообще противоречат Гражданскому кодексу, пишут юристы.
«Объявление юридически безграмотное и противоречит ГК, — объясняет юрист Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей» Олег Фролов. — Поскольку в магазине стоят камеры хранения, предназначенные для вещей покупателей, как только клиент запер ячейку и взял ключ, в силу вступил неписаный договор между администрацией магазина и клиентом. Если оставленные вещи пропадут, покупатель имеет право подать заявление на имя директора магазина, указать в нем, что именно было оставлено на хранение, и потребовать вернуть компенсацию за утраченное. Таким образом, именно администрация несет ответственность за оставленные в камере хранения вещи».
Слова юриста подтверждают статьи 886, 887, 891, 901 и 902 Гражданского кодекса, которые полностью регламентируют все обязанности хранителя вашего имущества (магазина), и размер его ответственности. Так, согласно статье 887, ключ, которым вы закрыли ящик и временно взяли себе, является подтверждением вашего договора с торговым объектом.
В то же время, по словам севастопольского юриста Владимира Бабушкина, ничего возмещать магазин скорее всего не будет, потому что доказать сам факт того, что вы что-то положили в ячейку — сложно.
«В случае кражи из магазинной камеры хранения вам необходимо вызывать полицию, писать заявление. Они будут искать виновного, и именно он должен возмещать украденное. Что-либо возмещать магазин не будет», — рассказал «Примечаниям» Бабушкин.
По словам еще одного севастопольского юриста Андрея Парейчука, добиться возмещения у магазина крайне сложно, и, конечно, делается это через суд.
«Можно добиться небольшой денежной компенсации, — рассказал нам юрист. — Одно «но» — доказать, что вы клали туда нечто ценное — непросто, даже при наличии камер. Тем более, если там были документы — как магазин может возместить пропажу? Естественно администрация переложит ответственность на вора, а искать его будет полиция. К тому же, многие магазины вообще отказываются признавать эти ящики своей собственностью. Стоят и стоят, а чьи — "мы не знаем, всегда тут стояли". Поэтому лучше всего носить вещи с собой».
Если проще — даже при наличии камеры вы можете доказать лишь факт того, что вы что-то положили в ящик. Если учесть, что мы редко кладем в эти ящики различимые на камерах вещи (чаще — это некие пакеты, внутри которых — неизвестность), то как вы сможете доказать администрации их ценность, обосновать стоимость и посчитать размер компенсации? Итог такого разбирательства один — суд.
Еще один вариант развития событий — когда на входе в магазин охранник требует складывать личные вещи в камеру хранения. В таком случае вы имеете полное право отказаться, и если после этого уже на выходе охрана требует досмотреть ваши вещи, они нарушат закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», так как право досмотра есть только у полиции. Частные охранные предприятия такого права не имеют. Пакеты с покупками они тоже досматривать не могут, разве что следить за пробиванием товара на кассе.
«Даже если вы выходите из магазина, а не входите — вы вправе отказать охране в изучении содержимого вашей сумки, — говорит Парейчук. — Если у охранника есть неопровержимые доказательства того, что вы что-то украли, он имеет право вызвать полицию, а вас задержать до ее приезда».
Полицейские могут досмотреть ваши вещи, но только с соблюдением закона — при понятых, с составлением протокола и т. д. При этом полицейские тоже должны обосновать, почему они подозревают вас в нарушении.
В случае, если охрана или администрация начинает ссылаться на внутренние инструкции торговой точки — напомните, что никакие инструкции не могут противоречить законодательству. Гражданский кодекс не позволяет администрации магазина выдумывать собственные правила — кого пускать, кого не пускать, чьи сумки досматривать. Если уговоры не помогают, позвоните в полицию и объясните ситуацию.