Именно детищем Уорхола и вдохновился создатель проекта арт-центра в Севастополе Рэм Фаустов, уже снискавший популярность как радиоведущий, главный редактор журнала об искусстве «Кислород» и арт-директор ресторана «Steak». Студия «Фабрика» будет располагаться в отремонтированном бункере на территории бывшего радиозавода «Контакт». Основатель центра обещает предоставить площадку для тех, кто хочет заниматься искусством и найти единомышленников. «Фабрика» будет оборудована всем необходимым для создания музыкальных и кинопроектов, выставочной деятельности, театральных репетиций и проведения тематических мастер-классов. На территории арт-центра также будут работать обширная библиотека и кинозал.
Автор проекта утверждает, что аналогов «Фабрики» на данный момент не существует не только в России, но и в мире. Мы побеседовали с Рэмом, чтобы узнать подробности.
— Расскажите, пожалуйста, какова цель арт-центра «Фабрика» и какие задачи вы ставите перед собой?
— Целей у нас две. Первая — не делать проект коммерческим. Вторая — привлечь как можно больше участников к организации творческой деятельности, добившись тем самым высокого уровня организации, и сделать «Фабрику» визитной карточкой города.
Основная задача — объединить представителей многих направлений и видов искусства.
А перед собой я ставлю только одну задачу — создать комфортные условия для плодотворной работы участников проекта 24 часа в сутки.
— То есть вы в первую очередь менеджер проекта, а непосредственно творческую деятельность будут осуществлять приглашенные вами люди?
— По сути, да. Но я такой же создатель искусства, как и другие участники. Я также буду вести свои внутренние проекты, но менеджмент — это основная моя работа. Кто-то ведь должен контролировать хаос и вдохновлять на новые идеи и проекты.
Весь ритм и работу создадут участники проекта, которые будут являться организаторами направлений. А направление каждый выберет сам.
— Кого вы планируете привлекать к работе на «Фабрике»?
— Заинтересованных в своем росте, в развитии направлений и желающих продвигаться дальше, приближаясь к коммерческому искусству.
На данный момент заявлено 15 участников. Елена Осадчая и Алина Чернявская — журналисты. Они работают над организацией работы моего журнала "Кислород", информационной газеты "Фабрика" и основной информацией, которая будет выходить из стен «Фабрики». Алексей Золотарев работает над проектом «Живая сцена». Андрей Сидоренко отвечает за школу диджеев. Марина Макутенко — стилист и имидж-дизайнер. Юлия Львова — руководитель фотолаборатории — самой эпатажной фотостудии. Анна Любарская — литература, графика, дизайн. Мое собственное направление — кино, организация видеостудии и поп-арт.
— Вы сказали, что проект будет некоммерческим, и в то же время надеетесь на продвижение участников проекта «к коммерческому искусству». Что вы под этим подразумеваете?
— Попробую разъяснить. Сам проект — некоммерческий. Но каждый участник, являющийся специалистом в своей сфере, — отдельная единица, которую я буду продвигать дальше, за пределы «Фабрики». Я предоставляю возможность бесконечного развития и демонстрации своего творчества не только в Севастополе, но и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья. А там искусство продается.
— Если вы планируете продвигать своих художников за пределы не только "Фабрики", но и всей России, возможно стоит ожидать и зарубежных художников здесь, у вас? Готовы ли вы к международному сотрудничеству в сфере искусства?
— Конечно. Без этого никуда. Но нужно понимать, что каждому виду искусства подходит определенная площадка. А мы привыкли делать все наоборот.
К примеру, Айвазовский хорошо воспринимается в музее в сочетании с классической фортепианной музыкой и шумом моря. Современное искусство хорошо воспринимается в галереях или центрах современного искусства, где атмосфера соответствует по стилю и подходу к организации.
— А вы эти стереотипы намерены разрушить?
— Я лишь хочу, чтобы шло развитие искусства, а не повод для прогулки с девушкой на выставку.
— То есть вы как куратор будете планировать выставку и ее контекст так, чтобы на передний план выходило само произведение искусства, а не приятный фон для времяпрепровождения, я правильно поняла?
— Именно. У меня в этом деле есть хороший учитель — Александр Лукьянченко, человек, знающий очень многое в подаче таких направлений. Александр в прошлом директор СТВ, руководитель радиостанции sevstar.fm, где я работал радиоведущим и руководителем проекта «Арт-Воскресенье».
— На кого в первую очередь рассчитан проект — на профессионалов от искусства или на широкую публику? В информации об арт-центре сообщается, что проект будет закрытым. Что это означает?
— В первую очередь проект рассчитан на тех, кто желает объединиться в едином творческом пространстве для собственного развития и популяризации направления. Это будет «скелетом» «Фабрики». И этот «скелет» будет обрастать мышечной массой. Смотрели американскую комедию «Нас приняли»? Посмотрите, и вы поймете суть проекта.
И наконец, мы подошли к самому важному моменту проекта — участию. На «Фабрике» будут присутствовать только участники проекта и официальные гости. У каждого из них будет фирменный бейдж «Фабрики», который послужит визитной карточкой, пропуском на завод и на «Фабрику». Участники создают проекты, гости участвуют. Другие посторонние лица присутствовать не смогут.
Причин тому много. Первая — на «Фабрике» много оборудования, большая библиотека и так далее. Трудно за всем уследить. Вторая — не хочется видеть людей, зашедших просто «потусить». Поэтому я и делаю проект с клубной картой. Безусловно, будут дни открытых дверей. Будут выставки. Прийти в эти дни смогут все желающие.
— А как часто вы планируете делать открытые мероприятия? И будут ли они платными для посетителей?
— Все проекты будут открыты для всех желающих. Простая регистрация и... добро пожаловать! Если проект требует материалов — будет расписан взнос, который пойдет на закупку этих материалов. Все фиксируется в письменном виде с прикреплением всех отчетных документов. Отчеты, в свою очередь, будут выложены на всеобщее обозрение, чтобы не возникало лишних вопросов о том, на что тратятся средства участников.
Открытые мероприятия будут проходить не реже одного дня в неделю. После составления полного плана работы будет расписан план открытых дверей. Естественно, никакой оплаты для посетителей не будет.
— Раз уж вы подняли денежный вопрос, спрошу, как будет осуществляться финансирование. Исключительно с помощью взносов участников?
— Вы правильно поняли. Участники — это соучредители проекта. Мы создаем свое собственное пространство для работы.
Оплата берется только с участников проекта и официальных гостей, которые могут работать там или просто отдыхать: слушать музыку, смотреть кино, читать литературу, наблюдать за тем, как создается что-то интересное.
— К слову, о кино. Расскажите о кинозале. Какие показы планируются в рамках открытых мероприятий? Это будут фильмы, созданные на базе вашей студии или ленты мирового кинематографа, отобранные на ваш вкус?
— Мы же создаем «Фабрику»! Будем демонстрировать свое кино, учиться снимать, учиться писать сценарии, учиться монтировать. Но в данном направлении нужно не только создавать, но и просматривать шедевры кинематографа, чтобы искать собственные стили или познавать историю. Обязательны к просмотру биографические фильмы. Мы должны знать больше, чем знают наши родители. А наши дети — больше, чем мы. Хотя бы в искусстве. У меня есть тот перечень, который нужно посмотреть обязательно. Остальное — предложения участников или гостей.
— А что входит в ваш список?
— Дело даже не в фильмах. Дело в частых съемочных процессах, происходящих в Севастополе и Крыму. Сам же я — фанат искусства Уорхола. Поэтому — проект «Фабрика», поэтому — все в серебре, поэтому — бесконечный творческий процесс.
— Расскажите о помещении поподробнее. Дизайн интерьера будет выполнен максимально близко к «Фабрике» Уорхола или вы внесете во внешний вид что-то свое?
— Безусловно, помещение само по себе уникально. Бункер — 15 метров под землей со всеми коммуникациями. Все основные элементы будут в серебре —все, что можно будет покрасить. Серебряный унитаз, манекен, серебряные столы и стулья, серебряная сцена. В общем — все. Это место должно иметь историческую значимость. Единственное, что останется нетронутым, — это стены. Они останутся белыми и будут использованы под выставочную деятельность.
— На какой стадии сейчас находится проект и как скоро планируется открытие?
— Уже сейчас идет ремонт помещения. Если участники подтянутся к процессу, будет все быстрее.
Думаю, Новый год мы встретим уже в своем новом «мире».
— А почему идея создать такой проект в Севастополе родилась именно сейчас? Как вы считаете, насколько проект будет востребованным и популярным?
— Эту идею я ношу в себе уже несколько лет. Думаю, пора. Мне хочется, чтобы он был интересен городу и эксклюзивен, но делаю акцент на более широкую публику. Публику не только города, но и всей страны в целом. Делай локально — мысли глобально. Энди Уорхол на вопрос «что делать?» ответил просто: «Делайте все». Это и есть суть «Фабрики» — безграничность в создании.
— Вы стремитесь к популярности Энди Уорхола?
— Нет. И даже не хочу делать на этом себе популярность. Просто эксклюзив, изюминку, шок и место для настоящего искусства, а не простенького «фуфла».
— Планируется ли общение с художниками на открытых мероприятиях? Зачастую ведь недостаточно показать предмет искусства — важно, чтобы люди поняли его смысл, и бывает необходимо донести его отдельно.
— Присутствие художника и мастер-классы — обязательное условие. Общение, интервью, видео в интерактиве. Все будет создаваться там.
— Напоследок спрошу, что вы думаете о творческих процессах в России и положении искусства в Севастополе в частности? И как, по-вашему, проект «Фабрика» сможет повлиять на культурное пространство в целом?
— Что касается искусства Севастополя — оно было, есть и будет. Всегда будут те, кто создают и всегда будут те, кто будет смотреть. Главное — правильно построить взаимоотношения между искусством и зрителем. Всем нам нужно над этим упорно работать.
Что касается России в целом — не могу судить, слишком слабое информационное поле. Приоритеты сосредоточены на глобальном, а локальное зачастую бывает во много раз интереснее.
А вот как повлияет проект «Фабрика» на город — не могу сказать точно. По крайней мере, это вызовет немного шока, скандала, недопонимания и большого интереса. Многие участники из других городов уже ждут открытия. Думаю, все должно получиться. По крайней мере, я постарался. Теперь ждем участников.
Адрес арт-центра «Фабрика»: Севастополь, радиозавод «Контакт», ул. Катерная 34б.
Официальная группа - http://vk.com/sevfactory