В государственной стоматологической поликлинике Севастополя на Большой Морской, 34, обязанной лечить пациентов по полису ОМС, людей разводят на деньги. Врачи обещают «хорошее» обезболивание и «качественные» пломбы — но за отдельную плату. Деньги берут из рук в руки, квитанций не выдают, а когда пациенты пытаются добиться правды, прикрывают поборы поддельными документами.
«Вам с болью или без боли?» — с этой фразы начался прием пожилой пациентки, обратившейся к врачу государственной стоматологической поликлиники №1 на Большой Морской, принимающей по полису ОМС. Пенсионерке нужно было удалить шатающийся зуб. Естественно, рвать его на живую она не согласилась. И услышала в ответ: «С вас 560 рублей».
Деньги женщина передала врачу, хирургу-стоматологу Марии Лядовой, в руки. Никакого чека или квитанции в ответ не получила. Пенсионерка хотела уточнить, почему оплата не подтверждается официальным финансовым документом, но разговаривать с тампоном во рту ей было неудобно.
На следующий день женщина снова пришла в клинику. Вечером у нее началась аллергическая реакция на обезболивающий препарат. Она решила уточнить у хирурга название лекарства, чтобы избежать его использования в будущем.
«В беседе с врачом я деликатно, чтобы не обидеть доктора, спросила: «Вы, вероятно, забыли выдать мне квитанцию? — рассказывает пенсионерка. — И получила ответ: «Нет, не забыли». Финансовая документация оформляется 15 дней. Деньги, собранные с пациентов на Большой Морской, 34 передают на Бутакова, 40, там приходуют и оформляют чек, который передают обратно на Большую Морскую. Я спросила, когда смогу его забрать. Мне ответили: «Забегайте как-нибудь».
Эта фраза показалась пациентке подозрительной. Она решила уточнить, насколько правомерны такие поборы «на обезболивание». Обратилась в страховую компанию «Крыммедстрах», выдавшую полис, и узнала, что по программе ОМС все операции по удалению зубов должны проводиться бесплатно.
Начались переговоры о возврате денег. Заместитель главного врача ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» Мария Макарова общаться с пациенткой лично или по телефону отказалась, ссылаясь на занятость. Все переговоры велись через страховую компанию.
Сначала Макарова утверждала, что деньги хирург взяла правомерно. Зуб был «сложный», требовал особого внимания врача. Позже зам главврача стала уверять страховщиков, что на зубе была коронка, а операции с протезированными зубами ОМС не оплачивает. «Никакой коронки на зубе никогда не было, — говорит пенсионерка. — Он вел себя спокойно, просто сильно шатался».
Через десять дней Макарова сдалась: предложила женщине забрать деньги или прийти за чеком. Ее позицию поддержал «Крыммедстрах». Чек нужен им для работы: по этому финансовому документу они могут взыскать платеж с больницы и передать его обманутой пациентке.
Пенсионерка снова отправилась в поликлинику. Там ее официально не приняли, в кабинет администрации не пустили. Встретили в коридоре и сунули в руки какие-то документы. Среди них оказался договор на платное удаление зуба и акт выполненных работ, якобы подписанный женщиной. Но она уверяет, что никаких бумаг на приеме не подписывала, просто передала деньги врачу из рук в руки. Еще одно несоответствие: на документах стоит дата, не совпадающая с датой приема. Это был явный подлог.
С этими бумагами пенсионерка обратилась в территориальный фонд ОМС за разъяснениями. В терфонде подтвердили: удалять зубы врачи государственных поликлиник должны оп полису бесплатно. Все необходимые процедуры, в том числе обезболивание, включаются в счет, предъявляемый поликлиникой в страховую, и оплачивается в полном объеме.
Почувствовав, что «запахло жареным», стоматологи решили во что бы то ни стало вернуть пациентке деньги. «Они стали звонить мне, приходить домой, — рассказывает пострадавшая. — Приходили даже к моим соседям, рассказывали, что хотят отдать мне 560 рублей.
Своих фамилий они не называли. Я твердо решила не пускать их в квартиру. Эти вопросы должны решаться не на кухне, мне нужен был официальный ответ».
Ответ пришел. На бланке департамента здравоохранения за подписью главного врача поликлиники Вячеслава Никольского. В нем медики просили пенсионерку предоставить реквизиты банковской карты для безналичного перечисления «ошибочно» взятых с нее денежных средств.
Главврач сообщил, что врачу Лядовой и кассиру Ивановой объявлен выговор. От администрации ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» он принес женщине «самые глубокие и искренние извинения», и сообщил, что по ее жалобе было проведено общее собрание трудового коллектива.
Пенсионерка считает принятые меры недостаточными. «Они совершили финансовое преступление. Доктор Лядова взяла деньги без кассового аппарата и чека. Главврач Никольский подписал поддельные документы — договор и акт выполненных работ.
И за все это они отделались простым выговором. Даже без занесения в личное дело», — возмущается она.
«Главврач Никольский, — продолжает женщина, — порекомендовал мне впредь «при возникновении спорных моментов обращаться за урегулированием непосредственно к администрации» поликлиники. Я обращалась. Как расценивать поведение зама главврача Макаровой, которая уверяла, что деньги с меня взяли правомерно? Она доказывала страховой компании, что зуб был «сложным» и на нем была коронка, которой на самом деле не было. Администрация не будет объективной, будет защищать честь мундира».
Этот случай не единичный.
Государственные стоматологи вовсю используют приемы психологического давления на пациентов, чтобы выудить из их кошельков «живые» деньги. Обещают пломбы из более дорогого, «современного» материала, обезболивание, не вызывающее аллергию.
Севастопольцы соглашаются, они с украинских времен знают: стоматология не бывает бесплатной. Терпеть боль и мучаться от некачественно поставленной пломбы не хочет никто. К тому же прием в частной стоматологии все равно обойдется в разы дороже.
Врачи пользуются неграмотностью пациентов, не знающих, что оплачивается по ОМС, а что нет.
Тем временем в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением правительства Севастополя № 1302-ПП от 29.12.2016 года,
болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования) входят в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно.
«За счет средств ОМС оплачиваются лечение заболеваний зубов и полости рта с использованием медицинских препаратов, стоматологических материалов и эндодонтического инструментария российского производства, за исключением материалов, не имеющих аналогов российского производства», — пояснили в севастопольском территориальном фонде ОМС.
Счета на стоматологические услуги формируются согласно тарифному соглашению от 16.01.2017. За основу расчетов принята условная единица трудоемкости (УЕТ). Любая, даже самая мелкая манипуляция, которую проводит на приеме врач, включается в счет и оплачивается отдельно.
«Каждый счет, предъявляемый на оплату, содержит минимум 3-4 позиции, — поясняют в ФОМС. — Может быть и семь, и десять. К примеру, стоматолог обязательно включают в счет беседу о гигиене полости рта — на каждом приеме, у каждого пациента. Это пол-УЕТ или в денежном выражении около 60 рублей. Мы опрашивали пациентов, многие из них не могут вспомнить, чтобы врач на приеме рассказывал им как ухаживать за зубами, чистить и полоскать».
Фонд ОМС оплачивает эти счета в полном объеме. В итоге на счет государственной больницы поступают тысячи рублей — за медицинские услуги, которые так и не были оказаны.
Стоимость УЕТ в Севастополе выше, чем в Краснодарском крае, Ростовской области, но чуть ниже, чем в Волгограде.
Севастопольский территориальный фонд ОМС призывает пациентов, пострадавших от поборов в государственных стоматологических поликлиниках, обращаться в страховые компании и в отдел контроля качества медицинской помощи и защиты застрахованных лиц ТФОМС.