В редакцию «Примечаний» обратились сотрудники городской больницы №2 на ул. Ерошенко, которую после 1 июля - как и больницу №3 на Корабельной стороне - сольют с крупнейшей 1-ой городской. Обратились с открытым письмом о планомерном и поступательном, длящемся вот уже 5 лет уничтожении в Севастополе медицинской реабилитации.
«Служба медицинской реабилитации в городе разрушена практически полностью, - пишут медики. - С 2014 года происходит сокращение физиотерапевтических кабинетов, лечебной физкультуры, массажа, рефлексотерапии во всех поликлиниках и стационарах. Это означает, что скоро пациенты после травм, инсультов, инфарктов останутся без помощи. Часть людей обратятся в платную реабилитацию, если вообще найдут ее в частных клиниках Севастополя.
Сейчас проблема сокращений коснулась и многострадальной 2-й больницы, которую под предлогом «оптимизации» присоединяют к горбольнице №1.
Руководство в лице главврача Владимира Кузнецова и департамента здравоохранения заверяло сотрудников на собрании, что изменится только вывеска. Но на деле происходит сокращение штатов почти вдвое. В отделении реабилитации, например, из 24-х физических лиц остается 10, причем сокращаются заведующая отделением, старшая медсестра, массажисты, которых на 70 тысяч обслуживаемого населения остается лишь двое.
А это было отделение, где оказывалась многосторонняя помощь 17-19 тысячам больных в год. Коллектив подбирался скрупулезно. За 27 лет специалистами больницы был выстроен многоступенчатый процесс восстановительной терапии, которой пользовались жители не только Ленинского района, но и всего города.
Напомню, что медицинская реабилитация – это комплексная помощь пациентам после острого периода практически всех групп заболеваний: переломов костей, вывихов, патологий неврологической сферы, дыхательной системы, инсультов, инфарктов и т.д. Результат достигается назначением физиотерапевтических процедур, массажа, ЛФК. О необходимости, востребованности и эффективности всех методов лечения говорят факты: высокий процент пациентов, вернувшихся к привычной жизни, к своей профессии после травм, операций, а среди детей – перемещение в группу здоровых или повысивших качество жизни.
О востребованности реабилитации говорит загруженность наших кабинетов: к нам выдают направления врачи всех специальностей. Об эффективности - то, что люди с удовольствием обращаются к платным специалистам-реабилитологам. Но часто, не имея средств продлить лечение за свой счет, возвращаются к нам - несмотря на очереди.
Сейчас в медицине с подачи фармацевтических магнатов и кормящихся с их рук чиновников превалирует идея так называемой доказательной медицины, в которую вкладываются отнюдь не малые средства. Это лечение, в первую очередь, медикаментозными препаратами – естественно, дорогостоящими. А солнце, море, грязи и физические факторы, которые применялись в лечении столетиями и, главное, помогали, теперь принято считать не нужными, бездоказательными.
Картинка словно из прошлого. Несмотря на убогость обстановки, от нее веет чем-то теплым: «Все будет хорошо». Кабинет физиотерапии горбольницы №1, Севастополь
О работах и исследованиях наших великих физиологов теперь замалчивают. Как и о том, что первый в России научный институт физических методов лечения был основан профессором Александром Ефимовичем Щербаком еще в 1914 году именно в Севастополе. В свое время это медицинское учреждение прославило наш город. А чем, скажите, прославятся нынешние чиновники? Тем, что даже известных спортсменов после травм отправляют на реабилитацию за границу, тратя на это сумасшедшие средства? Тогда что говорить о простых смертных, которым подобное вряд ли когда-нибудь будет доступно.
Несовершенная, мягко говоря, система ОМС распределяет средства, исходя от количества посещений врачей, ведущих прием. Как может треть специалистов от необходимого штата медработников обеспечить работу многопрофильных больниц? И кто придумал эту, по сути дискриминационную и для врачей, и для пациентов систему?
Теперь перед главврачами постоянно маячит соблазн компенсировать нехватку средств за счет сокращения «не приносящих денег» отделений, вроде реабилитации или физиотерапии. Им проще списать устаревшую аппаратуру, навсегда избавившись от головной боли по закупке новой, сократить сотрудников и убрать «нерентабельные» методики, чем отстаивать главный принцип медицины – интересы пациентов.
Только мы знаем: развалить легко - как и кто все это будет восстанавливать? Даже наш президент говорил о необходимости развития именно многопрофильных больниц, исправлении перекосов в здравоохранении. Неужели отток наших севастопольских врачей будем продолжать компенсировать «миллионщиками» с материка? Поставленную проблему надо решать нам всем сейчас, завтра уже будет поздно».