«Вчера был этот, с рогами, а теперь его нету»

Летом 2017-го город с помпой открыл троллейбусный маршрут в Инкерман, связав отдаленный район с центром льготным маршрутом. А спустя год – тихо закрыл его, заменив на автобус. Оказалось, аккумуляторов электробусу не хватало, приходилось подзаряжать «рогат
6.07.2018 в 13:57 Автор: Татьяна Никитина

Троллейбус 92, следующий по маршруту «пл.Нахимова - Инкерман», пользовался большой популярностью. За день он перевозил сотни людей, большинство — льготники, которым накладно добираться до центра на перекладных. Но совсем недавно троллейбусы эти исчезли, а вместо них появились автобусы. Казалось бы, зачем менять электробусы — аккумуляторные троллейбусы с запасом автономного хода – на обычный, неэкологичный автотранспорт? Оказывается, бизнес-модель по запуску «рогатого» в Инкерман была ошибкой.

14 августа 2017 года был запущен новый троллейбусный маршрут №92, связывающий Инкерман и центральную часть города. «Они обладают возможностью автономного хода до 20 км», - с восторгом писали местные СМИ об инновационной диковинке. Новенькие электробусы проинспектировал лично Дмитрий Овсянников. Единственная его претензия сводилась к тому, что нужно «активнее задействовать новые троллейбусы, поступающие в город». 1 сентября 2017 года парк машин, курсирующих по маршруту 92, расширили.

Почему выбор сделали в пользу троллейбусов? Ведь ближайшая контактная сеть находится очень далеко от конечной в Инкермане — никакого запаса автономного хода не хватит. Ответ на этот вопрос дали журналисты «Севастопольская газеты». «На предприятии пояснили, почему открыть троллейбусный маршрут в Инкерман легче, чем автобусный, - писало издание осенью 2017 года. - Дело в том, что пустить в Инкерман новые белые автобусы, которые появились у ГУП «Севэлектроавтотранс» так просто нельзя. Это будет незаконно. Так как автоперевозчиков в городе много, правительство должно провести конкурс на вновь образуемые автобусные маршруты. Конкурс занимает немалое время.

К тому же не факт, что победителем будет «Севэлектроавтотранс» со своими 15 рублями за билет. На троллейбусные маршруты у Севэлектроавтотранса, так сказать, монополия — поэтому такие маршруты можно запускать без особых промедлений,

чем, что немаловажно, поддерживается доступность льготного общественного транспорта».

Выходит, конкурса не было. «Севэлектроавтотранс» просто воспользовался своей «естественной монополией». Но может не стоило торопиться? Впрочем, заглянем в 2016 год и посмотрим, как ведут себя троллейбусы на автономном ходу в Москве.

В 2016 году Сергей Собянин решил ввести в эксплуатацию дизельные троллейбусы — с генераторами, без рогов. «Общественный транспорт будущего», назвали их в московской мэрии, и пустили кататься по улицам столицы.  Это произвело настоящий фурор!

После, когда туман инновационной эйфории рассеялся, оказалось, что

дизельный мотор в этом троллейбусе очень маломощный и предназначен лишь для аварийного использования. Естественно, на это никто внимания не обратил – мелочи.

Пришлось перейти к смешанному циклу: часть маршрута троллейбус едет под проводами, а часть – на автономном ходу. Ничего не напоминает?

Планы по запуску этого троллейбуса на регулярной основе по маршруту №25 на Покровке и Маросейке с треском провалился. После того, как технические несовершенства троллейбуса вскрылись, его запустили по Садовому Кольцу, как обыкновенный. Без автономного хода.

Судьба московского дизельного троллейбуса учит нас, что подобного рода техника требует к себе особого внимания. К таким передовым новшествам нужно подходить с умом и холодным расчётом. Троллейбусы с автономным ходом не только дороги, но и очень капризны.

Что же случилось с 92-м? Чтобы это выяснить, звоню центральному диспетчеру ГУП «Севэлектроавтотранс»:

– Когда сняли 92-ые троллейбусы с маршрута?

– Их сняли 25-ого июня. Заменили автобусами. Теперь они будут ходить по 92-ому маршруту.

– А почему сняли то?

– Потому что они оказались экономически не выгодными.

– Можно конкретнее?

– Получается как: транспорт почти 20 км едет на электрическом аккумуляторе. Много тратит энергии. Отсюда и затраты.

– А заряжается от чего?

– От дизель-генераторной подстанции. Она работает на солярке.

– Что входит в затраты?

– На содержание станции, ремонт, зарплату трем работникам.

После разговора мне захотелось съездить в Инкерман. Оценить дорогу и выстроить мысленную цепочку интересующей меня проблемы: «Почему электробус пустили по этому маршруту?»

Я дождался автобуса и сел. Он быстро и комфортно передвигался по городу, на 5-ом километре ловко обошёл тормозящие троллейбусы и без затруднения преодолел затор из машин.

Водитель крутил баранку, я спокойно смотрел в окно. Тишину нарушала возрастающая дискуссия между женщинами пожилого возраста. Они спорили о льготном проезде. Как известно, троллейбус в Севастополе перевозит льготников бесплатно. А автобус?

– Вчера был этот, с рогами, а теперь его нету, - слышалось в салоне. – Автобус нас везёт.

– Так, если это автобус, значит без льгот? - спрашивали люди.

Возмущение нарастало. Кто-то обратился с вопросом к водителю:

– Я первый день, как вышел на этот маршрут! Что вы от меня хотите? - огрызнулся он.

Рядом со мной сидел мужчина, я решил спросить у него про «электрическую зарядку».

– А вы эту станцию для подзарядки видели? Она там правда стоит?

– Ну... Железная будка на пятаке стоит. Поспрашай там у водил, может скажут, что к чему.

Я вышел на конечной. Инкерман. Голый пустырь. Поодаль действительно стоит подходящая по описанию будка. Постучал. Тишина. Рядом гудел старенький автобус. Я заглянул в него и опросил водителя.

– Извините, на каком месте стояла зарядка для троллейбусов?

– Да вот там, где эта жестянка (железная будка- прим.).

– И когда её убрали?

– Недавно.

– Меня интересует вот что: получатся проезд на автобусе без льгот, платный для всех?

– Получается так. Пусть люди повозникают. Нечего оставлять это без внимания.

Смущенный ответом, я поехал обратно. Вопрос с льготным проездом тревожил меня сильнее всего. Мне нужно было получить официальное подтверждение этой информации.

На выходе я попросил у водителя помочь мне разобраться, но он бросил мне : «Уйди, не доставай».

Точку в вопросе поставила диспетчер, пояснившая мне по телефону, что все льготы сохранены, и пенсионеры ничего не теряют.

Однако сам вопрос замены электробусов на автобусы остался открытым. Неужели подзрядка троллейбуса от дизель-генератора обходится дороже, чем заправка автобусов солярой. Об этом я расспросил заместителя директора ГУП «Севэлектроавтотранс» Сергея Херсонского.

– Скажите, разве дизельного топлива на зарядку аккумуляторов уходило больше, чем тратит автобус?

– Автобус ходит на метане. Метан дешевле, чем дизельное топливо, к тому же он экологически чистый.

– Почему дизельную подстанцию не заменили на подзарядку от сети?

– Для строительства станции подзарядки от сети необходимо получить технические условия, но перед этим нужно получить под это землю. Отсутствие отведённой земли фактически не позволило построить зарядную станцию.

– Но маршрут в Инкерман не единственный, где ходят троллейбусы на автономном ходу. Сколько таких маршрутов в Севастополе?

– Всего 6 маршрутов. Маршрут №8: 5км – ТЦ «Метро» – ул. Меньшикова – 5 км; маршрут №5: ул. Маринеско - центр; маршрут №22 — ул. Жидилова — центр; маршрут №11: пл.Ластовая – центр; маршрут № 11а: ул. Горпищенко — центр; маршрут № 10к: бух.Казачья-центр.

– Как это устроено на других маршрутах? Там аккумуляторов хватает в оба конца? Если нет - как подзаряжают?

– Маршруты на автономном ходу выбираются так, чтобы под сетью троллейбус проходил большее расстояния чем на аккумуляторах, чтобы батареи могли полностью зарядиться от сети на следующий автономный проход. Станции подзаряда при этом строить не надо.

– Означает ли отмена троллейбуса в Инкерман, что строить станции подзаряда нерентабельно?

– На 92 маршруте троллейбус проходил от 5 км до Инкермана почти 18 км на автономном ходу в одну сторону, что приводило к большому разряду батарей и необходимости строительства подзарядной станции.

Выходит, закупать троллейбусы на автономном ходу разумно. Это позволяет расширить маршруты движения вне контактной сети. Но маршрут должен подбираться так, чтобы пройденный путь под контактной сетью позволял батареям полностью заряжаться для прохода участка вне сети в обе стороны, без подзарядки.

С самого начала троллейбусный маршрут «пл.Нахимова - Инкерман» был не выгоден, признают в «Севэлектроавтотрансе». Большая протяжённость заставляла троллейбус с трудом преодолевать необходимое расстояния. Аккумуляторов хватало лишь в один конец, а содержать станции подзарядки было слишком накладно. Вопрос о закрытии троллейбусного маршрута был просто вопросом времени.



Показаны все новости
Новости
25.11.2025 в 11:14
Житель Ялты заказал поджог четырёх авто и торгового павильона
Он хотел навредить своему давнему недругу, лишив имущества его работодателя.
25.11.2025 в 09:46
Четверо молодых жителей Евпатории ответят за нападение на полицейского
Пьяные дебоширы избили правоохранителя, а затем ударили в спину горлышком от бутылки.
24.11.2025 в 17:57
Водитель слетевшей с дороги легковушки погиб в Советском районе Крыма
Мужчина не справился с управлением, и машина врезалась в дерево.
24.11.2025 в 17:27
Зарезавшая супруга жительница Симферополя отправится в колонию, когда подрастёт сын
Точку в семейном споре поставил один точный удар ножом.
24.11.2025 в 16:53
Русло Бельбека очистили от упавших деревьев и мусора
Накануне сезона обильных осадков реке вернули прежнюю пропускную способность.
24.11.2025 в 16:25
Специальные сборы резервистов проходят на полигоне в ЮФО
Из них сформируют мобильные огневые группы для борьбы с вражескими беспилотниками.
24.11.2025 в 15:46
В Ялте подросток попал в реанимацию после падения с четвёртого этажа недостроя
Врачи оценивают состояние школьника как стабильно тяжёлое.
24.11.2025 в 15:19
Арбитражный суд Крыма удовлетворил иски юрлиц к Украине на 5,3 млрд рублей
Киев должен возместить ущерб, нанесённый водной и энергетической блокадами полуострова.
24.11.2025 в 14:44
Антитеррористические учения пройдут на территории Большой Ялты
В регионе будут перекрыты дороги и может звучать холостая стрельба.
24.11.2025 в 13:47
Жизнь легенды футбола Никиты Симоняна доказывает, что общие достижения важнее любых различий, – Абрам Овеян
Истинный талант и преданность делу не имеют национальных границ.
24.11.2025 в 11:04
Крымский студент стал курьером мошенников, чтобы избежать мнимого уголовного дела
Деньги других обманутых граждан он возил в Ростов-на-Дону
24.11.2025 в 09:38
Житель Запорожской области проведёт в колонии 16 лет за госизмену
Мужчина передавал противнику сведения о дислокации бойцов Росгвардии в Энергодаре.
23.11.2025 в 22:31
В Москве массовое отравление макаронами по-флотски в рядах учащихся
В Центральном университете Москвы не менее 18 учащихся обратились за медицинской помощью после приема пищи.
23.11.2025 в 14:17
В Крыму зафиксирован рост рождаемости после ограничения абортов в частных клиниках
Об этом сообщила уполномоченный по правам ребенка в республике Светлана Савченко.
23.11.2025 в 13:30
В Симферополе обсудили будущее авиаспорта на горе Климентьева
Состоялась ключевая конференция, посвященная возрождению авиационного спорта на горе Климентьева.
23.11.2025 в 11:58
33,5 млн рублей отдала мошенникам москвичка под предлогам оплаты за электроэнергию
О «проблемах с оплатой» жительнице столицы сообщила «сотрудница» энергокомпании.
23.11.2025 в 10:55
Бахчисарай готовит насыщенную праздничную программу к Новому 2026 году
Гостей ждет масштабная тюбинговая горка и серия других развлечений.
22.11.2025 в 13:50
Останки 15 бойцов Краской Армии обнаружили поисковики в этом году на Керченском полуострове
Имена четверых погибших воинов удалось восстановить по медальонам и именным вещам.
22.11.2025 в 12:51
Ответственность за езду детей на питбайках могут ужесточить
Володин заявил, что законодатели должны обезопасить участников дорожного движения.
22.11.2025 в 11:33
В Севастополе планируют повысить ставки транспортного налога
Сильнее всего изменения коснутся владельцев машин с очень мощными двигателями.
Новости СМИ2