Троллейбус 92, следующий по маршруту «пл.Нахимова - Инкерман», пользовался большой популярностью. За день он перевозил сотни людей, большинство — льготники, которым накладно добираться до центра на перекладных. Но совсем недавно троллейбусы эти исчезли, а вместо них появились автобусы. Казалось бы, зачем менять электробусы — аккумуляторные троллейбусы с запасом автономного хода – на обычный, неэкологичный автотранспорт? Оказывается, бизнес-модель по запуску «рогатого» в Инкерман была ошибкой.
14 августа 2017 года был запущен новый троллейбусный маршрут №92, связывающий Инкерман и центральную часть города. «Они обладают возможностью автономного хода до 20 км», - с восторгом писали местные СМИ об инновационной диковинке. Новенькие электробусы проинспектировал лично Дмитрий Овсянников. Единственная его претензия сводилась к тому, что нужно «активнее задействовать новые троллейбусы, поступающие в город». 1 сентября 2017 года парк машин, курсирующих по маршруту 92, расширили.
Почему выбор сделали в пользу троллейбусов? Ведь ближайшая контактная сеть находится очень далеко от конечной в Инкермане — никакого запаса автономного хода не хватит. Ответ на этот вопрос дали журналисты «Севастопольская газеты». «На предприятии пояснили, почему открыть троллейбусный маршрут в Инкерман легче, чем автобусный, - писало издание осенью 2017 года. - Дело в том, что пустить в Инкерман новые белые автобусы, которые появились у ГУП «Севэлектроавтотранс» так просто нельзя. Это будет незаконно. Так как автоперевозчиков в городе много, правительство должно провести конкурс на вновь образуемые автобусные маршруты. Конкурс занимает немалое время.
К тому же не факт, что победителем будет «Севэлектроавтотранс» со своими 15 рублями за билет. На троллейбусные маршруты у Севэлектроавтотранса, так сказать, монополия — поэтому такие маршруты можно запускать без особых промедлений,
чем, что немаловажно, поддерживается доступность льготного общественного транспорта».
Выходит, конкурса не было. «Севэлектроавтотранс» просто воспользовался своей «естественной монополией». Но может не стоило торопиться? Впрочем, заглянем в 2016 год и посмотрим, как ведут себя троллейбусы на автономном ходу в Москве.
В 2016 году Сергей Собянин решил ввести в эксплуатацию дизельные троллейбусы — с генераторами, без рогов. «Общественный транспорт будущего», назвали их в московской мэрии, и пустили кататься по улицам столицы. Это произвело настоящий фурор!
После, когда туман инновационной эйфории рассеялся, оказалось, что
дизельный мотор в этом троллейбусе очень маломощный и предназначен лишь для аварийного использования. Естественно, на это никто внимания не обратил – мелочи.
Пришлось перейти к смешанному циклу: часть маршрута троллейбус едет под проводами, а часть – на автономном ходу. Ничего не напоминает?
Планы по запуску этого троллейбуса на регулярной основе по маршруту №25 на Покровке и Маросейке с треском провалился. После того, как технические несовершенства троллейбуса вскрылись, его запустили по Садовому Кольцу, как обыкновенный. Без автономного хода.
Судьба московского дизельного троллейбуса учит нас, что подобного рода техника требует к себе особого внимания. К таким передовым новшествам нужно подходить с умом и холодным расчётом. Троллейбусы с автономным ходом не только дороги, но и очень капризны.
Что же случилось с 92-м? Чтобы это выяснить, звоню центральному диспетчеру ГУП «Севэлектроавтотранс»:
– Когда сняли 92-ые троллейбусы с маршрута?
– Их сняли 25-ого июня. Заменили автобусами. Теперь они будут ходить по 92-ому маршруту.
– А почему сняли то?
– Потому что они оказались экономически не выгодными.
– Можно конкретнее?
– Получается как: транспорт почти 20 км едет на электрическом аккумуляторе. Много тратит энергии. Отсюда и затраты.
– А заряжается от чего?
– От дизель-генераторной подстанции. Она работает на солярке.
– Что входит в затраты?
– На содержание станции, ремонт, зарплату трем работникам.
После разговора мне захотелось съездить в Инкерман. Оценить дорогу и выстроить мысленную цепочку интересующей меня проблемы: «Почему электробус пустили по этому маршруту?»
Я дождался автобуса и сел. Он быстро и комфортно передвигался по городу, на 5-ом километре ловко обошёл тормозящие троллейбусы и без затруднения преодолел затор из машин.
Водитель крутил баранку, я спокойно смотрел в окно. Тишину нарушала возрастающая дискуссия между женщинами пожилого возраста. Они спорили о льготном проезде. Как известно, троллейбус в Севастополе перевозит льготников бесплатно. А автобус?
– Вчера был этот, с рогами, а теперь его нету, - слышалось в салоне. – Автобус нас везёт.
– Так, если это автобус, значит без льгот? - спрашивали люди.
Возмущение нарастало. Кто-то обратился с вопросом к водителю:
– Я первый день, как вышел на этот маршрут! Что вы от меня хотите? - огрызнулся он.
Рядом со мной сидел мужчина, я решил спросить у него про «электрическую зарядку».
– А вы эту станцию для подзарядки видели? Она там правда стоит?
– Ну... Железная будка на пятаке стоит. Поспрашай там у водил, может скажут, что к чему.
Я вышел на конечной. Инкерман. Голый пустырь. Поодаль действительно стоит подходящая по описанию будка. Постучал. Тишина. Рядом гудел старенький автобус. Я заглянул в него и опросил водителя.
– Извините, на каком месте стояла зарядка для троллейбусов?
– Да вот там, где эта жестянка (железная будка- прим.).
– И когда её убрали?
– Недавно.
– Меня интересует вот что: получатся проезд на автобусе без льгот, платный для всех?
– Получается так. Пусть люди повозникают. Нечего оставлять это без внимания.
Смущенный ответом, я поехал обратно. Вопрос с льготным проездом тревожил меня сильнее всего. Мне нужно было получить официальное подтверждение этой информации.
На выходе я попросил у водителя помочь мне разобраться, но он бросил мне : «Уйди, не доставай».
Точку в вопросе поставила диспетчер, пояснившая мне по телефону, что все льготы сохранены, и пенсионеры ничего не теряют.
Однако сам вопрос замены электробусов на автобусы остался открытым. Неужели подзрядка троллейбуса от дизель-генератора обходится дороже, чем заправка автобусов солярой. Об этом я расспросил заместителя директора ГУП «Севэлектроавтотранс» Сергея Херсонского.
– Скажите, разве дизельного топлива на зарядку аккумуляторов уходило больше, чем тратит автобус?
– Автобус ходит на метане. Метан дешевле, чем дизельное топливо, к тому же он экологически чистый.
– Почему дизельную подстанцию не заменили на подзарядку от сети?
– Для строительства станции подзарядки от сети необходимо получить технические условия, но перед этим нужно получить под это землю. Отсутствие отведённой земли фактически не позволило построить зарядную станцию.
– Но маршрут в Инкерман не единственный, где ходят троллейбусы на автономном ходу. Сколько таких маршрутов в Севастополе?
– Всего 6 маршрутов. Маршрут №8: 5км – ТЦ «Метро» – ул. Меньшикова – 5 км; маршрут №5: ул. Маринеско - центр; маршрут №22 — ул. Жидилова — центр; маршрут №11: пл.Ластовая – центр; маршрут № 11а: ул. Горпищенко — центр; маршрут № 10к: бух.Казачья-центр.
– Как это устроено на других маршрутах? Там аккумуляторов хватает в оба конца? Если нет - как подзаряжают?
– Маршруты на автономном ходу выбираются так, чтобы под сетью троллейбус проходил большее расстояния чем на аккумуляторах, чтобы батареи могли полностью зарядиться от сети на следующий автономный проход. Станции подзаряда при этом строить не надо.
– Означает ли отмена троллейбуса в Инкерман, что строить станции подзаряда нерентабельно?
– На 92 маршруте троллейбус проходил от 5 км до Инкермана почти 18 км на автономном ходу в одну сторону, что приводило к большому разряду батарей и необходимости строительства подзарядной станции.
Выходит, закупать троллейбусы на автономном ходу разумно. Это позволяет расширить маршруты движения вне контактной сети. Но маршрут должен подбираться так, чтобы пройденный путь под контактной сетью позволял батареям полностью заряжаться для прохода участка вне сети в обе стороны, без подзарядки.
С самого начала троллейбусный маршрут «пл.Нахимова - Инкерман» был не выгоден, признают в «Севэлектроавтотрансе». Большая протяжённость заставляла троллейбус с трудом преодолевать необходимое расстояния. Аккумуляторов хватало лишь в один конец, а содержать станции подзарядки было слишком накладно. Вопрос о закрытии троллейбусного маршрута был просто вопросом времени.