Вечер в хату, турист! Посмотри налево — здесь ты можешь полюбоваться искрящимся блеском раскаленного забора типа «Махон-стандарт». Его поставили здесь весной 2018-го, чтобы спрятать от назойливых глаз никому не интересную бухту.
Теперь посмотри направо. Оцени всю глубину изумрудного цвета забора типа «Метол», прекрасно выполненную сварку его секций, надежность опор. За этим забором есть море, есть пышный можжевеловый лес, цепляющий своей кроной пушистые кучевые облака. Но тебе этот пейзаж недоступен для созерцания, ведь ты приехал в новый Крым — Крым пляжно-тюремный, где наслаждаться можно только точеными линиями уходящего в перспективу забора.
В конце марта мы публиковали материал с массой фотографий заборов, которые с угрожающей скоростью плодятся вдоль Южного берега Крыма – визитной карточки полуострова.
После выхода того материала многие нам не поверили. Писали, что это фотошоп, что мы специально снимали кусочки заборов в перспективе, что такого просто не может быть.
Ну что ж. Пока они не верили, в соцсетях появляется все больше и больше фотографий с различных локаций. Снимают их не журналисты, а жители приморских городов Крыма.
Вот, например, Ливадия. Мы уже писали об этом чудесном курортном городке рядом с Ялтой. Сейчас вдоль моря здесь есть единственная пешеходная дорожка — узкий зарешеченный коридор. Прогуливаясь от Приморского парка в Ялте к Ливадии, чувствуешь себя персонажем из «Зеленой мили», где в конце тебя ждет электрический стул вместо теплого песка под ногами. Правда, с видом на море сквозь стену «в клеточку». Так было тогда - в конце марта.
А сейчас и этого моря больше нет. Решетку на заборе вдоль пляжа «Черноморье» заделали металлическими листами, чтобы придать коридору окончательные черты тюремной аутентичности.
Фото: Сергей Мусийчук
«Это чтобы (быдло) прохожий не видел пляжа и отдыхающую на нем элиту, — пишет автор снимка Сергей Мусийчук. — Летом в жарень люди будут идти в накалённой клетке от пляжа «Дельфин» до Ливадии в течении 15 минут не видя даже моря и не чувствуя бриз. Как скот на скотобойню».
Местные жители пишут, что забор здесь был и раньше, но не такой, а стандартный крымский — ржавое ограждение с большими промежутками между арматурой. Вид портил, но любоваться морем не мешал.
«Все для народа, говорите? Загон народу, пляжи и виды моря элите», — констатирует в комментариях некий Александр Кочкуров.
Местами здесь пока что все еще решетчатый забор, который крымчане теперь воспринимают больше с облегчением, чем с недавней агрессией. Спасибо, что хоть где-то еще есть возможность посмотреть на море издалека, говорят люди.
Если вы думаете, что заборный бич коснулся только Ялты и ее окрестностей, то вы ошибаетесь. В Судаке произошла уже довольно тривиальная для Крыма история. Там забором огородили единственный детский пляж «Любимый» в бухте Капсель. Об этом в Facebook пишет судакчанин Дмитрий Демчук.
«Вчера с семьей ездили прощаться с единственным "Детским" или "Любимым" пляжем в бухте Капсель под Судаком, — сообщил Демчук. —Да, все как всегда - двухметровый сплошной бетонный забор, и примерно около 1 га прибрежной полосы вместе с мелким песчаным пляжем уже не доступны для общего пользования!
Наши родители привозили нас, еще маленьких детей, на этот пляж, мы в свою очередь возили своих детей, но из-за чей-то алчности эта цепочка прервалась. Скажите, пожалуйста, почему для простого народа стоянка ближе 50м от воды - 3000 руб штраф, а для "блатоты," загородить забором 1га прибрежной полосы с детским пляжем - это норма жизни?»
По словам Демчука, судакские власти уже четвертый год анонсируют создание оборудованного пляжа для инвалидов, но дальше анонсов дело не идет. Для инвалидов в городе есть только кнопки вызова девочки с ресепшена госучреждений.
«Наверное, такое может быть только в Судаке - двухметровый бетонный забор вокруг пляжа уже стоит, а за ним идет геодезическая съемка, то есть документов никаких нет, все еще только в процессе, — пишет судакчанин. — Вероятно, кто-то готовится сорвать хороший куш, запродав прибрежную земельку, скоро подорожающую, в связи с запуском в эксплуатацию Крымского моста. Пионерских, собственных лагерей нет в районе, последнего детского пляжа, тоже уже нет - здравствуй лето!»
Удивительно, но пояснения властей по этому объекту вскоре появились в комментариях. Пользователь с никнеймом «Управление Экономики Администрации Судака» сообщил возмущенным местным жителям, что
на месте детского пляжа и акватории будет организована мидийно-устричная ферма.
Соответствующее соглашение на 41,2 млн рублей подписано 27 июля 2017 года с частной конторой ООО «Судак-Аквамир». Площадь рыбоводного участка предприятия составляет 172,7 Га, площадь земельного участка - 1 га. Договор на аренду земли заключен в марте 2018 года.
Почему она должна быть именно на месте последнего детского пляжа с неглубоким входом в море, «Управление Экономики Администрации Судака» не сообщило.
«В городе сейчас недостаточно пляжной зоны, — пишет жительница Судака Татьяна Книгина. — Для развивающего курортного города, Капсельская бухта стала альтернативой и любимым местом для многих отдыхающих и жителей. С правой стороны от детского пляжа на береговой зоне (где бетонный забор) отведена земля, где коровы и лошади. Запах навоза на всю бухту... Дальше ржавый корабль уже 20 лет стоит... И никто не предъявляет претензий за не целевое использование земли. Теперь с левой стороны выделена земля 1 га. Вы думаете, что мидии и рыбу будут разводить на берегу? Почему не выделить земельный участок под базу подальше от моря.
Почему решили этот вопрос втихую, без слушаний? И почему именно в этом месте, а не в другом?А как же охранная зона? А как же Конституция РФ , где леса, моря и все богатства принадлежат народу?
И как будем развивать Судак и главное направление - курортную сферу?»
Тем временем за забором пляж уже превращается в стройплощадку.
Там, где забора еще нет, он скоро будет.
Но ограждают не только море. Ограждают практически все, прикрываясь нормами, законодательством, антитеррористической безопасностью и т.д. Вот, например, как выглядят сейчас ялтинские локации по всему городу.
Это автовокзал, который оградили, «чтобы считать потоки людей» и «контролировать передачки, которые возят за деньги водители рейсовых автобусов». Такое объяснение ранее дал «Примечаниям» директор ГУП РК «Крымавтотранс» Игорь Коробчук.
В то же время некоторые считают, что интерес туриста к крымским курортам портят не заборы и те, кто их ставит, а люди, которые о них говорят.
«Удивительно, что в группе «Ялта – любовь моя!» данная публикация, а по сути антиреклама Ялты получила, пожалуй, рекордное количество лайков и перепостов. «Что же Мы творим, ялтинцы? — вопрошает местный общественник Александр Костин. —Хотим очередной сезон загубить? Заборы конечно напрягают, но реально в данном случае гораздо больше дыма чем огня!»
Он поясняет: заборы, наоборот, привлекают туристов — «блатных», ищущих комфорт и уединение с арендованным на пару недель морем, скрытым от глаз местячкового плебса, который только и живет-то тут ради того, чтоб кто-то «блатной» кинул ему копейку.
«Забор отделяет тех у кого есть путевка в блатной санаторий от тех у кого ее нет, — пишет Костин. — Первые только рады заборам, им так спокойней отдыхать, а вторые возмущаются. И у каждого своя правда. Так что для приезжающих на отдых заборы скорее благо, а вот местных такая картина, конечно напрягает. (...) Такое обсуждать нужно на заседаниях горсовета, но никак не в открытых группах. Поскольку потенциальный турист сто раз подумает прежде чем поехать к нам, начитавшись подобного. Но эти заборы делаются как раз для его безопасности и комфорта, а не для нас с Вами. Об этом нельзя забывать!».
Спасибо за откровенность, теперь точно не забудем.