Вернутся ли корабли в ялтинскую гавань

Минувшей осенью Владимир Путин поручил открыть с 2017 года морское сообщение между Крымом и Кавказом. Сейчас уже трудно представить, что порт «Ялта» был бюджетообразующим предприятием, а морской транспорт был доступен всем гражданам. В День штурмана вете
25.01.2017 в 13:49 Автор: Антон Седнин

Зенит морской славы

До 1991 года порт Ялты жил настолько бурной жизнью, что длины его причалов не хватало, чтобы принять корабли. У туристов разбегались глаза от количества разнообразных морских экскурсий и рейсов. В те времена у наших причалов швартовались лучшие теплоходы мира (порт Ялты входит в список Ллойда, как рекомендованный для посещения круизными лайнерами). Работали местные линии — каждые 5-10 минут отправлялись теплоходы по линии Форос-Ялта-Судак. Цены были копеечные: например, из Ялты в Никитский ботанический сад билет стоил 15 копеек.

Суда на подводных крыльях комета — гордость ялтинского порта во времена СССР

После Великой Отечественной огромной популярностью пользовались деревянные суда, которые в народе назывались «птички». Потом были теплоходы проектов 285, 485 и 485-М3. У порта был мощный вспомогательный флот — буксиры, мусоросборщики, нефтемусоросборщики. Эти суда зарабатывали порту большие деньги. С 60-х годов ХХ века в строй вошли скоростные суда на подводных крыльях «Комета».

Теплоходы проекта 1430 «Александр Грин» на причальной стенке в Ялте

Один из немногих оставшихся теплоходов проекта 1430 «Александр Грин» содержится в идеальном состоянии

«В 1972 году ялтинский порт получил первые 200-местные теплоходы проекта 1430 "Александр Грин" (оставшиеся и сейчас перевозят людей на ЮБК) и 130-местные «Радуга», всего было 36 пассажирских судов, — рассказывает ветеран порта Людмила Цыганенко. — К 80-м годам в Ялте было уже 23 теплохода проекта "Александр Грин", они перевозили 6 миллионов пассажиров за год. В советское время сезон морских экскурсий длился с 1 мая по 1 ноября, но навигация не сворачивалась и зимой (в фильме "Асса" видно, что зимой порт живет насыщенной жизнью — прим. авт.). Очень нравились отдыхающим вечерние и ночные прогулки в открытое море.

Порт Ялта во времена СССР

В конце 80-х порт получил новые двухпалубные суда проекта 10110 (сейчас из таких в Ялте на ходу только "Маргейт"). Министерство морского флота СССР по инициативе начальника порта Евгения Лихачева в 1990 году построило для Ялты на верфях Норвегии два катамарана — Крымскую и Голубую стрелы. Эта морская роскошь была доступна всем желающим: билет Ялта-Одесса стоил 10 рублей.

Скоростные суда на подводных крыльях (советское изобретение — прим. авт.) «Комета» на линии Одесса — Евпатория — Севастополь — Ялта — Алушта — Судак — Феодосия — Новороссийск — Сочи работали как часы. 

В жару, когда в автобусах и поездах ездить не очень комфортно, люди выбирали теплоходы и кометы.

Ну а еще — из Ялты почти каждый день отправлялись большие круизные суда. В СССР было все тоже, что у заокеанских партнеров: суда с бассейнами, читальными залами, кино, библиотеками и ресторанами.

Туры были доступны по цене большинству. Наверное, потому что у советских чиновников, в отличие от современных российских, зарплаты были не миллионы рублей, а всего сотни. А у  ялтинского порта были своя поликлиника и детский сад, он строил своим сотрудникам жилье».

Нужны профессионалы и поддержка государства

Почему сейчас нет морских рейсов из Ялты в Севастополь, Анапу, Сочи, а пригородные теплоходы ходят только в несколько поселков, а не вдоль всего Южного берега?

Туристы часто задают эти вопросы крымчанам. Старшее поколение помнит времена, когда катера местных линий отправлялись из Ялты каждые 10 минут, а на Кавказ и Одессу совершались морские рейсы каждый день.

«Мы, ветераны порта, приветствуем решение президента РФ возродить морские пассажирские рейсы по Черному морю, но не понимаем, почему республиканские и ялтинские городские власти так медленно реагируют на поручение главы государства», — говорит ветеран ялтинского порта Рэм Калитин.

«Мы готовы помочь реанимировать катамараны, помочь при ремонте других судов, научить молодое поколение всему, что знаем, — продолжает он. — В свое время мы добились надежной эксплуатации судов на подводных крыльях (СПК «Комета»), сделали их намного более экономичными, увеличили срок между контрольными подъемами».

Ялтинским морякам было очень обидно, что из-за развала СССР  уникальные суда на подводных крыльях ушли за рубеж. Не пережили 23 года на Украине и многие теплоходы, использовавшиеся на местных рейсах.

Сейчас эксперты говорят, что морские пассажирские рейсы Крым-Кавказ будут нерентабельны. Действительно — если ставить имеющиеся сегодня у России катамараны, себестоимость билетов будет дорогой. Портовые сборы, вода, топливо, зарплата и прочие расходы на обслуживание судов сегодня стоят очень прилично.

«При наличии заинтересованности можно возродить скоростные морские не только до Сочи, но и по Крыму с заходом во все исторические места», — уверяет Рэм Калитин.

«Пора наладить работу пассажирских служб портов, снова накатать линии, воспитать новое поколение специалистов, используя опыт и участие ветеранов. Это нужно начинать делать уже сейчас. А еще нужно восстановить подлежащий ремонту катамаран — он необходим и как резервное судно, готовое подстраховать теплоходы на возрожденной линии, и для работы на местных крымских линиях».

Этот катамаран еще можно отремонтировать

В дальнейшем можно использовать опыт специалистов из ленинградской Военно-морской академии по снижению расхода топлива на судах вполовину.

Очень важно привести в надлежащее состояние все причалы и инфраструктуру ялтинского порта. Ведь если санкции снимут, и на Ялту посыплются заявки от круизных лайнеров, порт пока не готов их принимать.

Только после того как будут получены новые допуски надзорных органов, предприятие получит право заниматься серьезной работой. У большинства наших теплоходов закончились документы Морского регистра, необходимо заново приводить все в порядок. 

Восстановят ли ялтинский порт через три года?

Сейчас завершается разработка проекта реконструкции ялтинского порта, его будут восстанавливать по Федеральной целевой программе «Развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», — заявляло в 2016 году руководство ялтинского порта.

Работы по восстановлению причалов в поселках от Судака до Фороса и в самой Ялте обещают начать в этом году, а завершить — к 2020 году.

При этом в порту говорят, что желали бы возрождения круизов - но это не их полномочия.

Сотрудники порта в приватной беседе сказали, что предприятие сейчас убыточно и живет за счет перераспределения доходов от Керченской переправы.

Мы видим, как осваивают деньги ФЦП на примере крымских дорог, реконструкции центра Симферополя и других подобных явлений. Можно предположить, что часть денег уходит на платья и туфли девушкам самых смышленых чиновников.

Эти деньги, наверное, помогли бы вдохнуть жизнь в возрождение пассажирских рейсов на Черном Море. Но вместо этого мы слышим заявления главы правительства Крыма об их нерентабельности и ненужности.

Справка

Ялтинский морской торговый порт был основан в 1833 г. Комплекс имеет 9 причалов в гавани (4 из которых оборудованы для приема и обслуживания круизных пассажирских судов длиной до 270 м и осадкой до 8,6 м) и 13 полуразрушенных рейдовых причалов от Фороса до Судака. Глубина акватории ялтинского пассажирского порта – 15 метров. Сейчас у порта есть 2 катамарана и пассажирские теплоходы проекта 1430 («Александр Грин») и 10110 («Евпатория»), часть из которых требует серьезного ремонта. 



Показаны все новости
Новости
6.12.2025 в 14:01
Учёные изучают влияние посетителей на микроклимат пещеры «Таврида»
Объект способен сам регулировать свою температуру за счёт огромных не посещаемых туристами полостей.
6.12.2025 в 13:03
Запорожская АЭС осталась без внешнего электроснабжения
Безопасную работу станции обеспечили резервные источники питания.
6.12.2025 в 12:35
В Роспотребнадзоре рассказали, как выбрать красную икру
Специалисты советуют обратить особое внимание на маркировку и коды использованных консервантов.
6.12.2025 в 08:18
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку перевезли в Москву
Почти неделю врачи боролись за её жизнь и провели несколько сложных операций.
5.12.2025 в 20:36
Нападение на медика в Симферополе: водитель избил сотрудника «скорой» и скрылся
МВД Крыма инициировало проверку.
5.12.2025 в 14:24
В Керчи усилили контроль за несанкционированной торговлей
За повторные нарушения для продавцов вступает в силу административная ответственность.
5.12.2025 в 11:56
Владелец севастопольского провайдера «Севстар» отправлял деньги на нужды ВСУ
Из-за деятельности в ущерб интересам государства компания национализирована.
5.12.2025 в 11:32
Жертвы «бьюти-экспериментов»: пациентки обвинили косметолога в нанесении увечий
В Дагестане набирает обороты скандал вокруг клиники имени Раисат Алгасановой в Махачкале.
5.12.2025 в 11:06
Зампред совета Нахимовского округа Севастополя заслушал первый приговор по делу о взятке
Чиновника обвинили в незаконном обогащении на 5,5 млн рублей.
5.12.2025 в 09:01
19 декабря в столице Крыма зажгут огни праздничной елки
В Симферополе подготовка к новогодним торжествам выходит на финишную прямую.
5.12.2025 в 08:37
Пытки в элитном рехабе: жертвы раскрыли правду о центре «Антонов PRO» в Подмосковье
Журналисты собрали свидетельства о систематических нарушениях прав пациентов в подмосковном реабилитационном центре «Антонов PRO».
4.12.2025 в 19:31
В Севастополе пьяный водитель мотоцикла пытался скрыться от полиции
Водителя задержали, а транспортное средство изъяли.
4.12.2025 в 19:01
Полиция Крыма вернула деньги пенсионерке, которые через посредника выманили мошенники
В истории фигурируют сразу два обманутых пенсионера.
4.12.2025 в 18:45
В Симферопольском районе обнаружено тело подозреваемого в расправе над родственниками
Информацию подтвердили в Следственном комитете по Крыму и Севастополю.
4.12.2025 в 18:33
Москвичка приехала на заработки и бесследно исчезла в Крыму
Женщина остановилась в Гурзуфе и пропала в первый же рабочий день.
4.12.2025 в 18:05
«Крымэнерго» масштабно обновляет энергоинфраструктуру в крымских населенных пунктах
Энергетики заменят 226 трансформаторных подстанций до конца года.
4.12.2025 в 11:21
Ученые выяснили природу «нефтяного» следа в Азовском море
Выявлены естественные факторы, формирующие «углеводородный фон» Азовского моря.
4.12.2025 в 10:11
«Адмирал Кузнецов»: исполняется 40 лет флагманскому авианосцу России
«Адмирал Кузнецов» не просто флагман российского флота, но и уникальный инженерный, исторический объект, сочетающий новаторские решения и особый правовой статус.
4.12.2025 в 09:24
Кадровый вызов-2032: Минтруд оценил потребность экономики в новых работниках
В ведомстве привели прогнозы по кадровому дефициту в разных отраслях.
4.12.2025 в 09:06
Пляж «Лягушатник» в Балаклаве ждет масштабная модернизация
Об обновлениях сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев в эфире телеканала СТВ.
Новости СМИ2