Вернутся ли корабли в ялтинскую гавань

Минувшей осенью Владимир Путин поручил открыть с 2017 года морское сообщение между Крымом и Кавказом. Сейчас уже трудно представить, что порт «Ялта» был бюджетообразующим предприятием, а морской транспорт был доступен всем гражданам. В День штурмана ветераны порта рассказали «Примечаниям», как это было, и может ли получиться сейчас.
Игорь Рябов
25.01.2017

Зенит морской славы

До 1991 года порт Ялты жил настолько бурной жизнью, что длины его причалов не хватало, чтобы принять корабли. У туристов разбегались глаза от количества разнообразных морских экскурсий и рейсов. В те времена у наших причалов швартовались лучшие теплоходы мира (порт Ялты входит в список Ллойда, как рекомендованный для посещения круизными лайнерами). Работали местные линии — каждые 5-10 минут отправлялись теплоходы по линии Форос-Ялта-Судак. Цены были копеечные: например, из Ялты в Никитский ботанический сад билет стоил 15 копеек.

Суда на подводных крыльях комета — гордость ялтинского порта во времена СССР

После Великой Отечественной огромной популярностью пользовались деревянные суда, которые в народе назывались «птички». Потом были теплоходы проектов 285, 485 и 485-М3. У порта был мощный вспомогательный флот — буксиры, мусоросборщики, нефтемусоросборщики. Эти суда зарабатывали порту большие деньги. С 60-х годов ХХ века в строй вошли скоростные суда на подводных крыльях «Комета».

Теплоходы проекта 1430 «Александр Грин» на причальной стенке в Ялте

Один из немногих оставшихся теплоходов проекта 1430 «Александр Грин» содержится в идеальном состоянии

«В 1972 году ялтинский порт получил первые 200-местные теплоходы проекта 1430 "Александр Грин" (оставшиеся и сейчас перевозят людей на ЮБК) и 130-местные «Радуга», всего было 36 пассажирских судов, — рассказывает ветеран порта Людмила Цыганенко. — К 80-м годам в Ялте было уже 23 теплохода проекта "Александр Грин", они перевозили 6 миллионов пассажиров за год. В советское время сезон морских экскурсий длился с 1 мая по 1 ноября, но навигация не сворачивалась и зимой (в фильме "Асса" видно, что зимой порт живет насыщенной жизнью — прим. авт.). Очень нравились отдыхающим вечерние и ночные прогулки в открытое море.

Порт Ялта во времена СССР

В конце 80-х порт получил новые двухпалубные суда проекта 10110 (сейчас из таких в Ялте на ходу только "Маргейт"). Министерство морского флота СССР по инициативе начальника порта Евгения Лихачева в 1990 году построило для Ялты на верфях Норвегии два катамарана — Крымскую и Голубую стрелы. Эта морская роскошь была доступна всем желающим: билет Ялта-Одесса стоил 10 рублей.

Скоростные суда на подводных крыльях (советское изобретение — прим. авт.) «Комета» на линии Одесса — Евпатория — Севастополь — Ялта — Алушта — Судак — Феодосия — Новороссийск — Сочи работали как часы. 

В жару, когда в автобусах и поездах ездить не очень комфортно, люди выбирали теплоходы и кометы.

Ну а еще — из Ялты почти каждый день отправлялись большие круизные суда. В СССР было все тоже, что у заокеанских партнеров: суда с бассейнами, читальными залами, кино, библиотеками и ресторанами.

Туры были доступны по цене большинству. Наверное, потому что у советских чиновников, в отличие от современных российских, зарплаты были не миллионы рублей, а всего сотни. А у  ялтинского порта были своя поликлиника и детский сад, он строил своим сотрудникам жилье».

Нужны профессионалы и поддержка государства

Почему сейчас нет морских рейсов из Ялты в Севастополь, Анапу, Сочи, а пригородные теплоходы ходят только в несколько поселков, а не вдоль всего Южного берега?

Туристы часто задают эти вопросы крымчанам. Старшее поколение помнит времена, когда катера местных линий отправлялись из Ялты каждые 10 минут, а на Кавказ и Одессу совершались морские рейсы каждый день.

«Мы, ветераны порта, приветствуем решение президента РФ возродить морские пассажирские рейсы по Черному морю, но не понимаем, почему республиканские и ялтинские городские власти так медленно реагируют на поручение главы государства», — говорит ветеран ялтинского порта Рэм Калитин.

«Мы готовы помочь реанимировать катамараны, помочь при ремонте других судов, научить молодое поколение всему, что знаем, — продолжает он. — В свое время мы добились надежной эксплуатации судов на подводных крыльях (СПК «Комета»), сделали их намного более экономичными, увеличили срок между контрольными подъемами».

Ялтинским морякам было очень обидно, что из-за развала СССР  уникальные суда на подводных крыльях ушли за рубеж. Не пережили 23 года на Украине и многие теплоходы, использовавшиеся на местных рейсах.

Сейчас эксперты говорят, что морские пассажирские рейсы Крым-Кавказ будут нерентабельны. Действительно — если ставить имеющиеся сегодня у России катамараны, себестоимость билетов будет дорогой. Портовые сборы, вода, топливо, зарплата и прочие расходы на обслуживание судов сегодня стоят очень прилично.

«При наличии заинтересованности можно возродить скоростные морские не только до Сочи, но и по Крыму с заходом во все исторические места», — уверяет Рэм Калитин.

«Пора наладить работу пассажирских служб портов, снова накатать линии, воспитать новое поколение специалистов, используя опыт и участие ветеранов. Это нужно начинать делать уже сейчас. А еще нужно восстановить подлежащий ремонту катамаран — он необходим и как резервное судно, готовое подстраховать теплоходы на возрожденной линии, и для работы на местных крымских линиях».

Этот катамаран еще можно отремонтировать

В дальнейшем можно использовать опыт специалистов из ленинградской Военно-морской академии по снижению расхода топлива на судах вполовину.

Очень важно привести в надлежащее состояние все причалы и инфраструктуру ялтинского порта. Ведь если санкции снимут, и на Ялту посыплются заявки от круизных лайнеров, порт пока не готов их принимать.

Только после того как будут получены новые допуски надзорных органов, предприятие получит право заниматься серьезной работой. У большинства наших теплоходов закончились документы Морского регистра, необходимо заново приводить все в порядок. 

Восстановят ли ялтинский порт через три года?

Сейчас завершается разработка проекта реконструкции ялтинского порта, его будут восстанавливать по Федеральной целевой программе «Развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», — заявляло в 2016 году руководство ялтинского порта.

Работы по восстановлению причалов в поселках от Судака до Фороса и в самой Ялте обещают начать в этом году, а завершить — к 2020 году.

При этом в порту говорят, что желали бы возрождения круизов - но это не их полномочия.

Сотрудники порта в приватной беседе сказали, что предприятие сейчас убыточно и живет за счет перераспределения доходов от Керченской переправы.

Мы видим, как осваивают деньги ФЦП на примере крымских дорог, реконструкции центра Симферополя и других подобных явлений. Можно предположить, что часть денег уходит на платья и туфли девушкам самых смышленых чиновников.

Эти деньги, наверное, помогли бы вдохнуть жизнь в возрождение пассажирских рейсов на Черном Море. Но вместо этого мы слышим заявления главы правительства Крыма об их нерентабельности и ненужности.

Справка

Ялтинский морской торговый порт был основан в 1833 г. Комплекс имеет 9 причалов в гавани (4 из которых оборудованы для приема и обслуживания круизных пассажирских судов длиной до 270 м и осадкой до 8,6 м) и 13 полуразрушенных рейдовых причалов от Фороса до Судака. Глубина акватории ялтинского пассажирского порта – 15 метров. Сейчас у порта есть 2 катамарана и пассажирские теплоходы проекта 1430 («Александр Грин») и 10110 («Евпатория»), часть из которых требует серьезного ремонта.