Собранные в месте сброса анализы показали превышение допустимых норм: по аммиаку – в 168 раз, по фосфатам – в 39 раз, по поверхностно-активным веществам – в 20 раз. Уровень растворенного кислорода показывает: вода в море сильно загрязнена, говорится в выводах экспертов.
3 июля отдыхавшие на пляже в Коктебеле сняли короткий ролик, на котором видно, как из трубы, спрятанной в песке и гальке, хлещет темная жидкость – и стекает прямо в море. Очевидцы отнеслись к происходящему с юмором, предположив, что в Крыму обнаружилось месторождение нефти. Но исходящий от ручья запах подсказывал: никакая это не нефть.
Однако местные власти не хотят признавать, что в поселке произошел очередной прорыв канализации. Уже на следующий день глава администрации Феодосии Сергей Бовтуненко, не дождавшись результатов проб воды, взятых с места, заявил: по пляжу текли «какие-то ливневые отстои».
Пляж власти все же, от греха подальше, «закрыли»: поставили на место, откуда текло, деревянный пандус, а рядом табличку: «Купание запрещено. Техническая зона».
8 июля тот же г-н Бовтуненко, со ссылкой на неких специалистов, утверждал, что биологические анализы воды, собранные в Коктебеле в день инцидента, в норме. Результаты химических – ожидаются через два дня.
Известно, что в день аварии на место выезжали представители феодосийской администрации, прокуратуры и местного Роспотребнадзора.
Но заборы проб воды проводил также федеральный Росприроднадзор. Крымский общественник Александр Талипов обратился в федеральное ведомство с прямым запросом и выяснил: местные власти скрывают реальный уровень загрязнения воды.
«Анализы Росприроднадзора были готовы только 9 июля в связи с тем, что они направляют пробы в лабораторию на материк, - рассказал «Примечаниям» Талипов. – Сегодня я получил заключения экспертов: вода в Коктебеле сильно загрязнена».
По словам Талипова, специалисты Росприроднадзора произвели забор проб в двух точках: непосредственно у места выброса и в акватории. И обе показали превышение ПДК по основным показателям.
Сравнительный анализ заборов таков:
- концентрация поверхностно активных веществ в точке №1 превышена 32 раза, в точке №2 – в 5,3 раза;
- растворенный кислород в точке №1 в 60 раз ниже нормы, в точке №2 – 1,4 раза. Снижения содержания кислорода в воде указывает на ее химическое и/или биологическое загрязнение, сказано в заключении экспертов.
В целом нормы превышены:
- по ионам аммония – в 168 раз; по фосфат-ионам – в 39 раз;
- по анионным поверхностно-активным веществам (АПАВ/АСПАВ) – в 20 раз;
- растворенный кислород – в 6 раз ниже нормы.
«Первый показатель – аммиак – говорит о том, что это не ливневые стоки, как утверждает Бовтуненко, а самое настоящее говно, - поясняет Талипов. – А поверхностно-активные вещества – это химия, содержащаяся в моющих средствах. Так что никакая это не дождевая вода», - заключает общественник.
Талипов напоминает, что в России существует уголовное наказание за сокрытие фактов повышения уровня загрязнения окружающей среды до значений, опасных для жизни и здоровья человека и животных. В ближайшее время он намерен обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Случившееся на коктебельском пляже в начале июля – событие для Коктебеля не исключительное. Каждое лето, когда население курорта увеличивается в десятки раз, здесь случается нечто подобное. В поселке так и не достроили очистные, и все стоки стоящих на берегу частных отелей сбрасываются прямо в море.
Местные власти периодически выявляют и уничтожают самовольно проложенные трубы, но это помогает мало – каждое лето море на пляжах Коктебеля воняет канализацией. Как только температура воды в море повышается, отдыхающие начинают массово болеть. Симптомы разнообразны: от признаков острых кишечных инфекций до состояний, характерных для гриппа и ОРВИ. У туристов даже есть отдельное название для состояний, возникающих после купания в море – «коктебелочка».