Напомним, правительство Севастополя анонсировало разработку новой транспортной схемы города. Новая транспортная сеть разгрузит стоящий в пробках город, но затронет частные интересы владельцев 2000 земельных участков в пяти районах города: Гагаринском, Ленинском, Нахимовском, Балаклаве и Инкермане.
Правительство спешит успокоить собственников, чья земля скоро уйдет у них из под ног. Посыл простой: «мы все вам компенсируем, но поймите —либо вы, либо пробки».
Как сообщил сегодня на встрече со СМИ глава департамента архитектуры и градостроительства Александр Моложавенко, изъятие земель начнется уже в следующем году после утверждения плана транспортной схемы 15 февраля и постановления ДИЗО о резервировании этих участков.
За недвижимость частники получат компенсацию. Причем это могут быть не только деньги, но и альтернативное жилье. Все по договоренности, не устает повторять Моложавенко.
Он рассказал о случае в практике, когда под снос попал дом многодетного отца. Недвижимость была куплена по расписке – законных документов на имущество не было. Формально муниципалитет не имел права предоставлять альтернативу или что-то выплачивать, но в итоге «пришли к договоренности», и мужчине с шестью детьми дали квартиру, которая соответствовала количеству домочадцев.
Если договоренности достигнуты не будут — землевладельцы могут обратиться в суд и попробовать оспорить проект планировки. В ответ правительство будет доказывать, что проект утвержден, он законен, а участок, который уходит под строительство дороги, не имеет альтернативы.
Впрочем, отбить свою землю можно попробовать и без суда: 15 декабря этого года состоятся публичные слушания, на которых будет организован прием претензий и предложений. Если у проектировщиков будет возможность обойти тот или иной участок стороной – комиссия примет предложение и проект возможно будет изменен.Моложавенко говорит — стоимость компенсации земли будет расчитываться по рыночной цене, а не кадастровой. На вопрос — «что если рыночная цена участка будет ниже кадастровой» он ответить не смог, сообщив, что такими деталями будет заниматься департамент по имущественным и земельным отношениям.
Но земля — это еще полбеды. Многие помимо нее лишатся своих домов и приусадебного имущества — заборов, высаженных дорогостоящих деревьев и так далее. Сколько дадут за них? Все подсчитают ДИЗОшники, говорит главный архитектор.
И судя по всему домовладельцам пора доставать из закромов чеки, строительные сметы, нанимать собственных оценщиков и готовиться оспаривать предложенную компенсацию в судах.
«Все надо доказать документами, — говорит замначальника управления градостроительной политики Максим Жукалов. — Если есть оценка стоимости деревьев – их возраста, стоимости и т.д., то я не вижу препятствий. Судебная практика обширна по вопросам компенсации, и суды чаще всего становятся на сторону собственника».
Как уже было сказано, после окончания разработки документации и внесения изменений (полученных по итогам общественных слушаний) в транспортный проект, власти примут решение о резервировании земель под госнужды.
По словам Жукалова, информация о резервировании будет направлена в кадастровые органы, но запрета на перепродажу не будет.
То есть в теории собственники, зная о том, что скоро их участки будут изъяты под строительство дорог, могут по-быстрому их продать ничего не подозревающим людям.
После принятия постановления о резервировании это будет сделать сложнее — покупатель неминуемо будет проходить кадастровые инстанции, где ему сообщат об обременении. Если он все же решит купить такой участок-на-час, и построить в последствии на нем дом, то через пару лет, когда на его пороге появятся представители правительства с сообщением об изъятии, о компенсации стоимости дома он может забыть.
Те люди, которые продадут участок сейчас — до принятия постановления о резервировании, — в последствии могут просто попасть под иск покупателя. Он, оперируя тем фактом, что продавец не мог не знать о будущем изъятии, сможет отсудить не только стоимость самой земли, но и немалые судебные издержки. Подобный процесс в Севастополе уже был.
Моложавенко говорит, что эти слушания, как и в случае с генпланом, пройдут скорее всего в формате непрерывного крика — так как придут на них именно собственники недвижимости, чьим единственным требованием будет «Не трогайте мою землю». Автовладельцы, стоящие в пробках, на слушания не придут. Но власти чувствуют за собой социальную базу и явно готовы противопоставить друг другу водителей и дачников.