Строительство восьми многоэтажных домов на западном берегу Казачьей бухты на ул. Рубежная, в 100 метрах от моря, началось в апреле 2014 года и велось ударными темпами.
Уже через полтора года, в декабре 2015, застройщик обещал ввести дома в эксплуатацию.Но строительство слегка затянулось.
К весне 2016 года дома были готовы, почти все квартиры в «Казачьей бухте» — распроданы.
Жильцы выплатили паевые взносы и получили ключи.
Те, кто приобретал квартиры для постоянного проживания, а не для кратковременного отдыха, сделали ремонт и въехали в свое жилье.
Однако ввести дома в эксплуатацию не удалось до сих пор. И не удивительно: многоэтажки стоят на участках, предназначенных для индивидуального жилого строительства (ИЖС).
Владельцы квартир не могут оформить право собственности на недвижимость в недостроенном доме. Они обращаются к «Парангону» с вопросами, но ответов не получают.
Без ввода дома в эксплуатацию жильцы не могут подвести газ в свои квартиры. Большинство из них провели прошедшую зиму без отопления.
«Нам понадобилось подключить газ, — рассказывает один из жильцов ЖК «Казачья бухта». — Осенью 2016 года «Парангон» дал газ на дома, по стоякам, а в квартирах его не было. Когда мы обратились в горгаз, нам выставили требование — наличие права собственности на квартиры. Но это невозможно, потому что не было ввода дома в эксплуатацию.
Начали «Парангону» задавать вопросы, а они уходят от ответов. Просто открещиваются от решения проблем с газом, в открытую предлагая нам дать в горгазе взятку».
В итоге жильцам пришлось правдами и неправдами решать вопрос самим. Подключить газ до начала отопительного сезона удалось лишь единицам.
По словам жильцов, после окончательного расчета за квартиру менеджеры «Парангона» перестали общаться с ними.
К примеру, девушка Марина (фамилии сотрудников компании пайщики «Казачьей бухты», как и владельцы апартаментов в скандальном лебедевском «Аквамарине», не помнят), у которой большинство жителей «Казачьей бухты» приобретали жилье, на звонки либо вообще не отвечает, либо отделывается грубыми фразами «не мешайте работать, вы мне надоели».
На вопрос, когда будут введены в эксплуатацию дома, Марина отвечает лапидарно: «Документы в работе». Не объясняя при этом, где и какие.
«Самое страшное, — говорят жильцы, — что юридически наши отношения с «Парангоном» никак не закреплены. Мы покупали квартиры у ЖСК «Казачья бухта»: кто путем внесения паевого взноса, кто путем переуступки пая. У нас есть договора с ЖСК, но связан ли юридически ЖСК с «Парангоном» — нам неизвестно. И предъявить претензии «Парангону» мы можем».
Сейчас номинальным председателем ЖСК «Казачья бухта» является некий Позняков Сергей Александрович. Пайщики его никогда не видели и вообще не уверены, реальный ли это человек.
«За полгода мы так и не смогли его разыскать. Просили менеджера Марину устроить нам встречу, но она сказала, что председатель очень занят», — сетуют жильцы.
Зарегистрирован кооператив по тому же адресу, что и другие связанные с «Парангоном» компании — в здании по ул. Вакуленчука, 33-А/3-1.
По словам пайщиков, при покупке квартиры никаких контактов с кооперативом они не имели. Передача денег проходила в офисе «Парангона», в том же здании, где зарегистрирован кооператив. Деньги передавались наличными по договору с ЖСК.
«Я покупал квартиру по переуступке пая, — рассказывает один из жильцов. — Пришел в офис, там меня встретила очень милая и внимательная девушка Марина, все рассказала, объяснила. Я написал заявление на имя председателя о вступлении в кооператив. Она его забрала. Я спросил: «А собрание будет?» Она ответила: «Не переживай». И уже через пять минут принесла мне членскую книжку. Отвела меня в кассу, где я отдал деньги наличными, в рублях. Мне дали квитанцию с печатью ЖСК «Казачья бухта» и договор, где была указана сумма и эквивалент в долларах».
Жильцы хотели бы управлять своим кооперативом самостоятельно: провести собрание и выбрать новое правление. Но, по их словам, уставные документы ЖСК хранятся в офисе «Парангона», и сами дольщики «Казачьей бухты» доступа к ним не имеют.
По словам пайщиков, о проблемах с целевым назначением земли они не знали, но догадывались.
«Мы думали, что строит «Парангон» — серьезная компания. Павел Лебедев — уважаемый человек, все двери в городе ногой открывает. Мы надеялись, что он все за нас порешает. А теперь получается, что по телефону с нами говорить не хотят, лично встречаться с нами тоже. Говорят, что если есть вопросы, мы можем отправить их почтой с уведомлением. Но мы даже конверт в офис передать не можем: охрана на входе нас уже знает и не пускает на порог. Чтобы попасть внутрь, нужно, чтобы из «Парангона» позвонили и попросили пропустить», — рассказывают жильцы.
Видимо и в самом «Парангоне» понимают, что объект проблемный: описание жилищного комплекса пропало с официального сайта компании. «Казачьей бухты» нет даже среди законченных проектов. Он отображается на интерактивной карте застройки, но ссылка ведет на главную страницу сайта.
«На сайте я смотрел презентацию проекта, — рассказывает другой покупатель недвижимости, — и все выглядело очень красиво. Между дорогой и домами — не пустырь, а парк.
Но оказалось, что не все участки, выделенные под ИЖС, были проданы в свое время «Парангону». Между нашей парковкой и дорогой у людей осталась земля. И они намерены построить там дома. Один собственник уже поставил свой вагончик. Теперь у нас под окнами будет частный дом и забор.
И между нашими домами и морем тоже есть участки. Люди будут на них строиться. Вместо придомовой территории у нас будет частный сектор, в центре которого мы будем жить. Часть нашей парковки оказалась за границами чужого участка. Где гарантия, что ее не снесут?»
Еще одним сюрпризом от «Парангона» стало принудительное назначение управляющей компании.
«В один день на домах появились таблички с номерами, — рассказывают жильцы. — И на них снизу — телефон управляющей компании. Когда нам отдавали ключи, мы подписывали акт об отсутствии претензий к застройщику. Нас перед этим отправляли в УК «Севжилсервис», чтобы мы оплатили аванс за воду — 10 кубов, и за электричество — 100 кВт ч».
Никакого общего собрания, как положено по закону, не было.
Позже появились объявления на подъездах с призывами срочно погасить задолженности по квартплате. На них в качестве контактной информации был указан телефон и электронная почта. Жители дома пытались узнать по телефону и с помощью электронных писем на каком основании управляющая компания занимается обслуживанием домов. Но ответа так и не получили: ни договоров, ни других юридических документов собственникам квартир не предоставили, тарифы, по которым нужно оплачивать коммунальные услуги, не озвучили.
«Мы не знаем, кому, когда и по каким тарифам мы должны платить, куда сдавать показания, — возмущены жильцы. — Нам в двери кто-то вставляет квитанции, где от руки вписаны задолженности. Иногда показания и суммы перечеркнуты и вписаны другие цифры.
Как нам узнать, что показания верны? Кто за этим следит? Дом не сдан в эксплуатацию, поэтому тарифы у нас промышленные, высокие. Так мы еще и не имеем никакого доступа к нашим показаниям и нашим долгам».
При этом за малейшую задолженность квартиры сразу отключают от электроэнергии. Обратное подключение платное: 800 рублей.
Офис управляющей компании находится на ул. Фадеева. Туда жильцы и ходят оплачивать коммунальные услуги: наличными в кассу. Платят наличными в кассу по показаниям, которые им называют работники управляющей компании. Там же собственники квартир пытались очно задать вопрос о юридическом статусе своих взаимоотношений с коммунальщиками, но в ответ получили лишь «отмазки».«Включают дурака, — поясняют жители «Казачье бухты». - Никто ничего не знает. Была приватная беседа с директором управляющей компании «Севжилсервис». Устно спрашивали: на каком основании вы работает на наших домах? Ответ: «Меня «Парангон» попросил пока поуправлять».
На произвол управляющей компании собственники пока не жаловались. «Мы хотели обратиться в Жилнадзор, — объясняют они. — Но сначала нам было не до этого, хотелось побыстрее получить ключи, начать ремонт и переехать. Потом, когда отрезали свет, хотели побыстрее заплатить, чтобы электричество включили. В наших домах живет около 10 процентов постоянно, остальные либо севастопольцы, живущие в других районах и появляющиеся в квартирах редко, либо — вообще из других регионов. Мы не можем собраться, чтобы совместно принять какое-то решение и обратиться с жалобами в компетентные органы».
К самому качеству услуг у потребителей похоже претензий нет. «Мусор вывозят хорошо. И начали территорию убирать — буквально месяц назад. Там в договоре долевого участия между ЖСК и пайщиками есть пункт, что до момента ввода дома в эксплуатацию пайщики платят сумму за квадратный метр за обслуживание территории. Мы ее и платим «Севжилсервису», — говорят жильцы.По их словам, к качеству строительства у них тоже претензий нет. Все, что было положено по договору, «Парангон» выполнил. Квартиры сдали со стяжкой, поштукатуренными стенами, на потолке — плиты перекрытий.
«Мы видели строителей и понимали, что от них нельзя требовать лучшего. Профессионалов все меньше. Колонны кривые, литье плохое, перерасход материалов. Нас устраивает, что здесь литой монолит и заполнение ракушкой. Окна, двери — все под смену. Кровля пока стоит», — описывают жильцы свои квартиры.
«Электрика разведена плохо, — продолжают они, — пришлось переделывать. Ни одной исполнительной схемы нет ни на один щит, щиты не подписаны, автоматы не подписаны. Газ вели в кухню, анкер под трубу забили в кабель. Была бы схема, этого бы не случилось».
С коммуникациями в «Казачьей бухте» пока все хорошо, в отличие от жилых комплексов, построенных «Парангоном» в районе проспекта Античный.
По словам постоянно живущих в Казачьей людей свет и вода пропадают редко: за последние две недели света не было «раза три часа по полтора, некритично». Канализация работает исправно. Но что будет, когда в домах поселятся не десять процентов жильцов, а хотя бы половина?