Вроде бы и художники местные есть, и ценители искусства — истинные и не очень. Один единственный музей Крошицкого всячески старается привлечь всеобщее внимание: и выставки проведет военные, и лекции по воскресеньям, собирающие полный зал бабушек и дедушек. Вот только война — это прошлое. А ведь настоящее должно быть связано с мирной жизнью, которая в музейной сфере отражена довольно слабо. Почему так, Николай Иванович Краснолицкий, директор музея, говорит, что просто нет места, чтобы все свои картины разместить.
С приходом тепла на улицы выходят не только толпы отдыхающих, но и художники, пытающиеся уловить правильные лучи света и передать их на холсте. Мне посчастливилось встретить художника из Сергиева Посада Сергея Филитова, который ежегодно приезжает весной в Севастополь и Крым, чтобы вдохновиться и написать новые картины.
Сергей поделился своими впечатлениями о нашем музее: «Выставки и музеи — это комплекс такой, стационарный. Поэтому мне трудно судить. В Севастополе музей хороший, для регионального уровня — вполне достойный. Да и Россией вы стали сравнительно недавно, что здесь делали музеи под украинской юрисдикцией, я с трудом могу себе представлять».
Художник уверен, что история города повлияла на быстрое появление и развитие военно-патриотических музеев.
«Я вот уверен, что в Северодвинске военная направленность хороша развита, а вот искусство и культурная жизнь в целом — уж извиняйте! — заметил художник. — Перекосы — это естественно. Мы не можем сравнивать Сергиев Посад, Северодвинск и Севастополь. Ну, и первоначально Севастополь строился как военный город, откуда здесь взяться множеству галерей и музеев? Зато здесь очень чисто! По крайней мере в центре. Не дай Бог, капелька краски упадет!»
На вопрос, можно ли сфотографировать художника за работой, Андрей ответил: «А отчего же нет? Другие даже не спрашивают. Просто фотографируют, будто я собачка какая-то. Не привыкли, видимо. Вот вы такую картину в Москве видели? Крайне редко. Там художники фотографируют пейзаж или портреты на фотоаппарат или хуже — на телефон, а потом дома уже, потягивая пивко, срисовывают или на компьютере доделывают картину. Никакой романтики. Не то, что здесь».
Довольно популярный в Севастополе поэт, активист и настоящий человек искусства Тихон Синицын заявляет, что городу явно не хватает факультетов и университетов, выпускающих кадры по направлению «искусство».
«Я примерно представляю, с чем связано это плохое развитие искусства в целом, — говорит Тихон. — Первое — это то, что в городе федерального значения нет никаких специализированных мест, направленных на обучение молодых кадров. Нет специальности "художник", "искусствовед", "учитель рисования". А такие специальности очень нужны для города, где население скоро достигнет миллиона человек. Именно студенты активизируют художественную жизнь города. Второй момент — это то, что нет никаких искусствоведческих встреч. Все расходятся по своим "кружкам" и интересам. Да, есть несколько поэтических кружков. А вот по живописи — нет ничего».
Тихон — не только поэт и активный общественный деятель, но еще и ценитель искусства. Именно он вместе с Владимиром Новиковым стояли у истоков создания художественной мастерской графики при Союзе художников в Севастополе.
«Мы там собирали молодежь и людей разных професси из разных городов и сел Крыма. Раз в неделю мы выезжали на пленэр, посещали выставки. Затем Вова уехал в Ялту. Работает там уже второй год, расписывает храм. А художественная мастерская перестала функционировать. Почти все художественные молодежные выставки организовывал именно Вова».
Получается, что и художники пытаются «сбежать» из Севастополя, и художественных училищ и вузов у нас нет. И площадок для хороших, больших выставок тоже не хватает. А остается что? Природа и сам Крым с его красотами.
«Вот у нас галерею-магазин открыли на Хрусталке, а о ней даже никто не знает. Кто туда пойдет? Дядя Вася в плавках пойдет смотреть на подлинник Шишкина, который там висит? Это прикол просто. Есть Союз художников на Репина, где выставляют иногда неплохие картины. Опять-таки, где он находится и как о нем узнать? Шлагбаум стоит, и пес Тюбик ходит по дороге, пугает девушек молодых. Грубо говоря, находится галерея не в той части города, где надо», — перечисляет Тихон.
Единственный, хоть как-то развивающийся очаг — это Севастопольский художественный музей им. Крошицкого. И то им не хватает помещения — половина картин находится в запасниках.
«Пытаются они прививать любовь к искусству с помощью акции "Ночь в музее". Во всех "ночах" я тоже участвовал. Правда не все они были удачными. Помню, в 2009 году я попал на акцию и не понял на что именно попал. В музее поставили песочницу, натянули какие-то пакеты и назвали это "лабиринт". Выглядело стремно. Но бывали и прекрасные акции. К примеру: поезд, где окна — это картины. То есть, задумки хорошие были и есть».
О приезжих масштабных выставках мечтать не приходится. Из-за санкций или отсутствия помещений, суть остается та же — выставок как не было, так и нет.
«Так у нас до сих пор ни "Сбербанка" нет российского, ни почты российской. Она у нас Крымская. Так что и масштабных выставок пока ждать не стоит, того же Серова. Да и мест, чтобы размещать их — нет»,— соглашается Тихон.
О том, в чем же главная проблема города и как её решить, поэт говорит:
«Мне кажется, основная проблема сейчас в организаторах и площадках. Нужен нам этот талантливый человек, который возьмется за организацию такой площадки. А получается, что молодые художники уезжают в другие города, чтобы учиться, а зрелые художники — чтобы преподавать. Вот у нас никого и не остается.
Перспектива у города есть: парки, море, пленэры — все это вдохновляет и будет вдохновлять. А нам остается надеяться на лучшее».