Вызвездило: чем обернется для туриста сертификация крымских отелей

Отныне каждые три года отели будут обязаны платить уполномоченным властями фирмам за присвоение и подтверждение «звезд». За отказ от звездности тоже придется платить. Но сделают ли принудительные звезды отели Крыма комфортнее? И не подорожают ли они?
Борислав Кашихин , Юлия Соколова
06.07.2019

По закону РФ о введении обязательной классификации объектов туристской индустрии, до 1 июля 2019 обязательную классификацию должны были пройти все гостиницы, у которых больше 50 номеров. До 1 января 2020 года требование коснется отелей с более скромным номерным фондом — от 15 до 50. Самые мелкие должны будут получить «звезды» до января 2021 года.

Свидетельство о прохождении сертификации отеля на две, три, четыре или пять звезд будет действовать три года, потом его придется снова подтверждать. Работа без сертификата грозит гостиницам штрафами от 50 тысяч рублей.

Штраф за отсутствие звезд, исходя из годовой выручки, может достигать от 1/40 до 1/25 от заработанной за год суммы. Если отелю меньше года, то сумму штрафа рассчитают исходя из выручки, полученной с начала работы.

По закону отели должны строго соответствовать звездности, на которую они сами претендуют: каждая «звезда» - это плюс к комфорту. Но кто будет расплачиваться за расходы из кошельков отельеров?

Отели и сертификаторы в Крыму избегают говорить о том, сколько будет стоить прохождение процедуры. Узнать об этом удалось в представительстве материковой компании в Крыму.

Выяснилось, что платить придется даже за категорию «без звезд». Чтобы ее получить, у отеля должна быть вывеска, система аварийного освещения, горячая и холодная вода из крана. Стоимость категории «без звезд» для отелей с номерным фондом от 50 стартует от 30 тыс рублей и увеличивается от количества номеров. Для фонда от 15 до 50 — от 20 тыс рублей, для более мелких — 17 тыс рублей.

Для крупных отелей с фондом от 50 номеров стоимость категории «одна звезда» — стартует от 35 тыс рублей и увеличивается в зависимости от величины номерного фонда, «две звезды» стоят от 45 тыс рублей, «три звезды» — от 55 тыс рублей, «четыре звезды» — от 65 тыс рублей, «пять звезд» — от 80 тыс рублей.

Для средних отелей с фондом от 15 до 50 номеров цены за категорию «одна звезда» стартуют от 25 тыс рублей, «две звезды» стоят от 30 тыс рублей, «три звезды» — от 40 тыс рублей, «четыре звезды» — от 45 тыс рублей, «пять звезд» — от 55 тыс рублей.

Для мелких средств размещения стоимость получения одной звезды стартует от 20 тыс рублей, «две звезды» стоят от 25 тыс рублей, «три звезды» —от 30 тыс рублей, «четыре звезды» — от 35 тыс рублей, «пять звезд» — от 40 тыс рублей.

На классификацию отеля уходит в среднем до месяца: все зависит от того, какой пакет готов предоставить собственник, и оборудовано ли средство размещения в соответствии со звездами, на которые он претендует. Некоторые снижают заявленные планки звездности: дооборудование отелей часто выливается в солидную сумму.

В пресс-службе министерства курортов Крыма «Примечаниям» заявили, что все крупные объекты размещения, а их порядка 160, уже прошли обязательную классификацию и лишь несколько задержались, но уже находятся на финишной прямой.

У малых отелей пока еще есть время, но, чтобы оценить перспективы их звездности, надо сначала понять, сколько их в Крыму всего. По данным экспертов из «Деловой России», при Украине и в 2014 году более 90% из них работало в тени. Одна из целей присвоения звезд как раз и состоит в том, чтобы вывести их из тени и просто как следует пересчитать.

По данным Минэкономразвития РФ, озаботились получением звезд менее 100 крымских малых отелей. Сколько таких «малышей» работает в Крыму сейчас, сказать уверенно не может никто. Министерство курортов Крыма в прошлом году насчитало мини-отелей и малых средств размещения в районе 4,5 тысяч. «Примечания» попросили уточнить свежие данные в курортном ведомстве, но ответа пока нет.

Эксперты, опрошенные «Примечаниями», заявляют, что малых отелей не меньше 6 тысяч, а более конкретно подсчитать и вовсе невозможно.

«К сожалению, нет точных данных, —  говорит «Примечаниям» эксперт по классификации отелей, представитель Гостинично-туристской ассоциации РФ Валентина Марнопольская. — Можно было бы смотреть по данным о регистрации индивидуальных предпринимателей и лиц, которые оплачивают НДФЛ в размере 13%. Но те, кто платит НДФЛ, не выделяются в базах налоговой службы как гостиницы. Многие по-прежнему работают, не регистрируясь как налогоплательщики».

Марнопольская предполагает, что классификация отелей в Крыму будет идти медленно: курортный сезон в разгаре, собственникам просто некогда. Но откладывать сертификацию не стоит, говорит она.

«Они думают, что если в октябре они законсервируются и не будут работать до конца мая, то весной спокойно смогут пройти классификацию, но это ошибка, — предупреждает эксперт. — Ведь все это время они будут работать со своим сайтом, на котором ведется бронирование, и у Роспотребнадзора есть возможность проверить это, а соответственно и штрафовать».

По словам главы Ассоциации малых отелей Крыма (АСМОК) Натальи Пархоменко, в вопросе с обязательной классификацией стоит учитывать, что ей полежат гостиничные объекты, оформленные как нежилые. При этом доля таковых в Крыму и Севастополе мизерно мала — 5% от общего количества — где-то порядка 300.

Остальные — жилые средства размещения, сдающие собственное жилье в наем, то есть работающие по договору найма. Зачастую это объекты плательщики НДФЛ, даже без наемных работников. Так, что их, вероятно, классификация не коснется.

«Это классификация именно гостиниц, а большинство у нас - это жилые дома, в которых живет собственник и сдает жилье, что не противоречит закону, — поясняет Пархоменко. — Эти объекты пока не подлежат обязательной классификации. Материковые эксперты призывают дождаться октября, когда будут внесены поправки в закон Хованской. Сейчас все размыто, не понятно и зачастую неприменимо к малому бизнесу».

Получается, что благодаря отсутствию маркетингового названия «отель», называя себя, например, «гостевым домом», можно избежать прохождения навязанной законодательством классификации.

«Что касается частного сектора, то они действительно могут не проходить обязательную классификацию, если они не оказывают гостиничных услуг и не имеют вида деятельности по КВЭД 55,10: это только сдача внаем меблированных комнат, — подтвердил «Примечаниям» эксперт по классификации Александр Бурдонов.  — Соответственно, у них должны отсутствовать наименования «отель», «гостиница», «пансионат» и так далее, согласно перечню типов объектов, подлежащих классификации, опубликованных в постановлении правительства РФ 158 от 16 февраля 2019».

В Госсовете Крыма хотят сделать принуждение к звездности еще более жестким. Классифицированы должны быть все объекты, говорят здесь. Объекты без звезд республиканские власти вообще хотят признавать незаконными.

«Классификация нужна, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности, а это первое что проверяют при классификации, — рассуждает председатель Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Госсовета Крыма Алексей Черняк. — Пять звёзд, одна звезда — это свидетельство, что гарантирована безопасность. Если отеля в этом списке (звездности — ред.) нет, то он не мини-отель, а незаконно существующий объект, которому необходимо оформляться».

Критики местной власти связывают эти строгости с лоббированием интересов оценочного бизнеса. В 2015 году депутат Госсовета Крыма Черняк открестился от связи с фирмой, занимающейся оценкой туробъектов Крыма. СМИ тогда писали, что пролоббированный им в декабре 2014 года региональный закон «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях» сыграл на руку коммерческой структуре, опосредованно связанной с его родственниками.

Станут ли комфортнее крымские отели? Мировая практика не дает однозначного ответа на этот вопрос: три звезды в Турции, Испании и Таиланде – это совершенно разные по качеству отели. Обязательная классификация тоже есть не везде. Во многих странах Европы малые отели могут классифицироваться на звезды добровольно, крупные – обязательно. Так нужна ли нашей курортной отрасли вообще звездная принудиловка?

Наталья Пархоменко считает, что звезды – это хорошо, как минимум, для крупных отелей: они будут полезны для информирования туристов о минимальном уровне комфорта.

Но насколько будут соблюдаться критерии по звездности? В Крыму уже был прецедент, когда классификатор дал высокую оценку отелю заблаговременно, увидев, что тот заключил договора на переоборудование. Но работы по этим договорам не были выполнены в срок, и отель вошел в сезон как звездный, не отвечая требованиям. После жалоб разразился скандал.

«Конечно, будут и злоупотребления, и липовые звезды, - считает глава АСМОК. - Но отели, которые будут незаслуженно носить звезды, роют себе яму. Ведь турист пошел грамотный. Две три претензии – и отель лишится звезд. Так что лучше получить твердую тройку, чем четверку с минусом»

Подорожают ли отели из-за обязательных расходов на присвоение звезд, тоже однозначно сказать нельзя: в любом случае белье и мебель приходится обновлять, хотя в Крыму многие привыкли этого не делать.

«Хватит жмотничать, пора уже вкладывать, - призывает коллег Наталья Пархоменко. - Не покупать «Лексусы» в прибыльные годы, а проходить реновацию. У нас привыкли 20% пускать на реновацию, а 80% класть в карман. Так больше не будет».

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev