Слухи о снятии Сергея Аксенова последние две недели не покидают информпространство полуострова. Самого премьера стали забрасывать вопросами не только журналисты, но и его коллеги по цеху. Пресс-службе премьера даже пришлось доказывать, что эти слухи — неправда. Аргументом стало то, что Аксенов четыре раза проехал по Крымскому мосту и за руку поздоровался с Путиным, а значит никто его никуда не снимет.
Особой веры этим слухам и предзнаменованиям нет. Но конспирологи продолжают искать знаки грядущей отставки.
Один из таких знаков — заявление Общественной палаты Крыма, которую возглавляет Григорий Иоффе. Члены палаты потребовали от ФСБ провести проверку высказываний пожилого коммуниста Леонида Грача. При Украине Грач возглавлял Верховный Совет Крыма, предлагали ему аналогичную должность и в Совмине РК уже в 2014 году при России. Как говорил сам Грач, предложение поступало от министра обороны Сергея Шойгу, но все карты смешал экс-полпред республики Олег Белавенцев, и премьером стал Аксенов.
Что же такого сказал Грач, что так возбудило Общественную палату и Григория Иоффе?
В интервью украинскому изданию "Гордон.ua" он сообщил, что республиканская власть «пытается придушить» крымских татар, а также, что «Аксенов и Константинов грабят». Полная версия интервью доступна здесь.
В интервью вообще много критики крымских властей. Последние, конечно же, сразу заявили о том, что Грач работает против России и даже президента, которого просто боится критиковать напрямую — а потому отыгрывается на Аксенове и его подчиненных.
Хотя слово «сразу» не совсем уместно — заявление в ФСБ Общественная палата написала спустя два три месяца после выхода интервью. Поэтому некоторые наблюдатели сочли атаку Иоффе на Грача признаком волнения в штабе Аксенова на фоне сообщений о его грядущей отставке.
Сам Грач донос Общественной палаты тоже связывает со слухами об отставке Аксенова, но трактует несколько иначе.
«Аксенов чувствует, что ему приходит конец, что его уберут отсюда, — безапелляционно заявил политик «Примечаниям». — Поэтому ему нужен был скандал. Отвлекают общественные настроения, внимание. А самим - воровать, заниматься коррупцией, через день менять министров. Когда они будут отвечать за тот бардак, который устроили? Никогда такого бардака кадрового не было».
При этом г-н Грач утверждает, что для воссоединения Крыма с Россией он сделал больше других.
«Я как тысяча Иоффе, никто столько не сделал, чтобы Крым стал российским, — говорит он. — Иоффе ходил и до последнего ратовал за украинский Крым. Они из моего большого интервью взяли проблему крымских татар. Эта проблема есть, и никто не в состоянии это отрицать. Да, с терроризмом надо бороться. Но одно дело бороться с терроризмом, а другое – создавать негативные настроения в крымско-татарской среде».
«Но ставлю вопрос ребром: так что ж я делаю плохого для государства? — спрашивает политик. — Иоффе все собачками занимается — деньги под строительство приюта все время выбивает, а приюта так и нет. Вот он лучше бы за собачек взялся. По поводу моей конкуренции Аксенову. Я ему уже заявлял, что готов пойти к нему советником, но при одном условии: 80% Совета министров — нуворишей и казнокрадов — должно уйти».
На вопрос, готов ли он выставить свою кандидатуру на роль премьера Крыма, Грач ответил коротко: «Готов».
Крымский политолог и по совместительству зам г-на Иоффе в Общественной палате республики Александр Форманчук сообщил «Примечаниям», что Грач выплескивает личные обиды.
«В интервью есть вещи, которые не соответствуют действительности, — говорит Форманчук. — Может быть, ФСБ там ничего и не увидит. У меня с Леонидом Ивановичем были очень хорошие, человеческие отношения и мне очень жаль, что он как коммунист, который всегда проповедовал единство России и Украины, создавал движение «Наследники Богдана Хмельницкого», человек, награжденный президентом РФ орденом «За Заслуги», предпочитает выплескивать такое откровенное раздражение. Это его личная обида за то, что ему в свое время звонил Шойгу, предлагал должность председателя Совмина Крыма, но не сложилось. Создается впечатление, что он стал на путь личной мести в отношении тех людей, которые ему что-то обещали. По моему личному мнению, он болен самолюбием».
Форманчук также пояснил, почему реакция на интервью последовала спустя три месяца после его публикации. По его словам, виновато министерство внутренней политики РК, которое возглавляет Дмитрий Полонский.
«Да, увидели мы действительно не сразу, — говорит Форманчук. — Я вообще считаю, что враждебная и провокационная политика, которая ведется со стороны материковой Украины, не получает должной и оперативной реакции Крыма. Довольно инертно Крым реагирует. В том числе и в отношении информационных войн. Этим более активно должно заниматься Министерство внутренней политики Крыма Полонского».