Как часто вы ездите в маршрутках? Большая часть из нас делает это ежедневно: на работу и домой, в школу за ребенком, в магазин за продуктами, в больницу. И делает, прямо скажем, без особого удовольствия. Мало того, что маршрутки забиты и их не дождешься — так еще и водители откровенно демонстрируют нам свое раздражение.
«Остановки "на повороте" нет!», «Крупные купюры готовим заранее!», «Кричать "На остановке!" громко», «По телефону не разговаривать!» — ультимативные объявления как бы намекают, что водители думают о нас, и воздвигают между нами незримую стену отчуждения. Кажется, случись беда в салоне, этот человек за рулем будет все так же молча смотреть на дорогу. И, в лучшем случае, откроет дверь, чтобы вывалить чужие проблемы на тротуар. Потому что надо спешить, остановился — потерял деньги: таковы безжалостные законы этого бизнеса.
Но в какие бы условия ни ставили нас обстоятельства, человечность еще никто не отменил.
Суббота, 3 декабря, обычный зимний день. На улице жуткий холод, сумасшедший ветер. У мамы Илоны выпало суточное дежурство, а папу срочно вызвали на работу. Их младший сын, 7-летний Тимоша, каждые выходные гостит у бабушки. Поэтому старшему сыну было поручено посадить младшего на автобус, чтобы на Парке Победы его встретила бабушка.
Так они уже делали, и никаких инцидентов не было: ребенка сажали на конечной №16, давали водителю денег, говорили, где выходить. Ничего сверхъестественного, тем более, если вспомнить, во сколько лет наши родители начинали сами ездить по своим делам.
Но в этот раз водителя в салоне на конечной не оказалось, предупредить его не получилось, а деньги оставили ребенку. И в первый раз за все время случилось непредвиденное — ребенок заснул и проехал свою остановку.
Илона, уже просчитав по времени, что сын должен был доехать до бабушки, позвонила ей и услышала, что Тимоша до сих пор не приехал. Мама в шоке. Позвонила Тимофею на «умные часы» (очень благодарила сие изобретение) и услышала: «Мама, я проспал свою остановку. Я уже на Меньшикова».
Нетрудно представить панику матери: семилетний ребенок, который не ориентируется в городе, едет в непонятном ему направлении один. Малыш не растерялся, подошел к водителю и сказал: «Мне надо на Парк Победы, меня там бабушка ждет». Он начал просить вернуть его обратно, со страху расплакался.
Фото: Андрей Мигелев
Водитель, Асан Самединов, посоветовавшись с диспетчером, принял решение: высадить всех пассажиров на Меньшикова и повезти ребенка обратно на Парк Победы. «Ну, я тут уже не сдержался, пацанчик маленький же совсем, — рассказывает он. — Пока высаживал, много о себе нового услышал. Например, какой я все-таки татарин не плохой оказался».
«Я никак по-другому поступить не мог, — говорит Асан. — Ладно, если бы постарше был, а так прибежал ко мне, с мокрыми глазами». Водитель подождал, пока Тимофея забрали, и поехал на конечную. Диспетчер вошел в положение водителя, хотя тот нарушил правило. Человеческий фактор взял вверх.
Ребенок настолько переволновался, что забыл заплатить за проезд — так с деньгами в руках и вышел. Некоторые водители за лишние 15 рублей готовы заживо тебя съесть, и даже гонки устраивают по городу: кто быстрее до остановки доедет, чтобы именно в его автобус село больше людей. Асан оказался не таким.
Самединову 42 года. Родился в Ташкентской области в городе Чирчик. Весь их род по мужской линии работает водителями, поэтому Асан Айдерович долго себе профессию не выбирал. Уже четыре года работает на маршрутном такси, а до этого работал на грузовиках. Любит рыбачить, ездить на природу, увлекается машинами. Женат, но детей пока нет. Мечтают с супругой обзавестись «маленькими Самединчиками». На вопрос о главной жизненной ценности, ответил просто и без раздумий: «Семья».
Вот такой он, обычный человек с большим добрым сердцем. Редакция «Примечаний» присоединяется к благодарностям водителю маршрутки №16 Асану Самединову. И диспетчеру, который не стал его ругать.