На прошлой неделе губернатор подвел итоги деятельности правительства за год. Дмитрий Овсянников грозил увольнениями своей команде, заверил в некритичности отставания города по ФЦП, озвучил амбиции Севастополя как третьей столицы и рассказал о карт-бланше в федеральном бюджете. Потом выразил уверенность в том, что в принятии городского бюджета нет ничего сложного, «если мы сами не создадим сложности». И уже на следующий день, при рассмотрении первого трехлетнего бюджета города, получил серьезное предупреждение — в Севастополе ничего нельзя делать наскоком, пренебрегая людьми, регламентами, законами и приличиями. По крайней мере, внешними.
Одним из главных итогов своей работы в Севастополе Дмитрий Овсянников назвал налаженную работу исполнительной власти. По его словам, эта машинка — городское правительство — наконец-то заработала, причем темп все ускоряется. С другой стороны, тут же заявил, что на многих руководителей у него «уже накипело» и анонсировал посленовогодние отставки — двух или трех руководителей департаментов и управлений. Причем кто именно будет уволен, озвучивать не стал — пусть люди сначала отпразднуют. Теперь глав департаментов и управлений ждет увлекательное новогоднее гадание. Неудивительно, что Дмитрий Овсянников, по его собственному признанию, испытывает сложности с назначением новых руководителей и исчерпал источник привлечения кадров.
В целом, отношения Овсянникова с его командой напоминают игру на выбывание. Когда губернатор в первый раз сказал правительству города федерального значения: «Я вас пнул, и вы ускорились» — это сильно раздвинуло принятые в Севастополе рамки управленческой этики. Но это повторилось еще не раз. На встрече с представителями национальных общин губернатор рассказал о том, как «пинал» департаменты Вячеслава Гладкова. Затем, уже в ходе прямой линии — о том, как «пинал» департамент образования.
Подчиненные стерпят все, но таких оборотов в публичной речи не позволяют себе даже руководители, обремененные куда большей властью и ответственностью. Ведь очевидно, что город будет оценивать работу правительства во многом именно так, как он сам оценивает своих подчиненных — то есть как недееспособных управленцев, неспособных решать поставленные задачи без пинка высшего должностного лица. Хотя люди, в чей адрес это звучит, еще недавно были первыми руководителями в крупных и не очень городах.
Ситуацию с объектами ФЦП на своей итоговой пресс-конференции глава города оценил на троечку, но при этом назвал отставание Севастополя по федеральной целевой программе некритичным. В то же время, информацию о грядущих взысканиях за срыв сроков по ФЦП, ранее озвученную крымскими телеграмм-каналами, отчасти подтвердили федеральные СМИ. Как сообщило РБК, до 15 января 2018 года власти Крыма и Севастополя должны доложить Дмитрию Козаку о завершении формирования единой службы заказчика для реализации мероприятий ФЦП.
Кроме того, Совету министров Крыма и правительству Севастополя кураторы программы поручили до 22 января 2018 года представить в Минэкономразвития и Минфин обоснование «негативных последствий для социально-экономического и бюджетно-финансового положения субъектов» в случае возврата в федеральный бюджет субсидий в связи с нарушением обязательств по реализации ФЦП в 2017 году «с копиями актов об увольнении заместителей руководителей высших органов исполнительной власти» республики и Севастополя, на которых возложена ответственность за реализацию программы.
Комментируя эту информацию, Дмитрий Овсянников заявил, что и сам будет просить о продлении сроков, если такая возможность будет. Но не потому, что все меньше оснований для оптимизма по поводу строительства объектов здравоохранения, например, а потому, что "в таком случае появится возможность добавлять в ФЦП новые объекты, технологический срок строительства которых превышает 36 месяцев».
Но и кадровые проблемы губернатора, и отставание по ФЦП, и сложности в строительстве тех объектов, которые он, как уже писали "Примечания", курирует лично — все померкло перед угрозой непринятия первого трехлетнего бюджета, нависшей над городом 22 декабря.
Напомним, на прошлой неделе парламент Севастополя всколыхнули «зарплатные скандалы». Депутаты рассмотрели и приняли сразу два законопроекта, затрагивающие финансовые интересы представителей обеих ветвей власти. Затем закон о внесении изменений в бюджет 2017 года опротестовала прокуратура города, а трехлетний бюджет города дважды был отклонен депутатами.
История с 51 миллионом, ставшая поводом для мер прокурорского реагирования, подробно расписана и прокуратурой, и СМИ — средства экономии фонда оплаты труда изымают у бюджетных организаций в некий общий фонд премирования чиновников.
Это только одна из деталей постоянной игры Дмитрия Овсянникова с бюджетами всех уровней. Его рассказ об оплате контрактов подряда, прозвучавший во время прямой линии с горожанами, тоже заслуживает отдельного внимания. Смысл в том, что подрядчики, которые могут закончить работу досрочно, не к 1 апреля 2018 года, а в декабре 2017 года, должны верить губернатору на слово — правительство им заплатит.
— А где у вас деньги в бюджете?
— Вы сделайте, а деньги мы потом найдем.
В этом году, после разговора с Владимиром Путиным, Севастополю действительно было выделено 800 млн руб.
— Моя гипотеза — сначала работа, а деньги я найду — оправдала себя. И те подрядчики, которые поверили в это, уже получают средства и могут участвовать в новых конкурсах, — довольно уверенно заключил губернатор. Но будет ли у него такой карт-бланш в игре с федеральным бюджетом в 2018 году?
Оценив едва ли не первый открытый разговор губернатора с городом, и события, которые за этим последовали, можно сделать несколько выводов.
Дмитрий Овсянников, бесспорно, обладает быстрым умом, хорошей памятью на цифры и детали, способностью принимать системные решения. Его нестандартные ходы не всегда вписываются в общепринятые правила. Но именно эта легкость игры, помноженная на спешку и пренебрежительное отношение к формальностям и процедурам, часто становится причиной последующих осложнений, которые, как справедливо заметил глава города, мы сами себе создаем.
Игра лимитами финансирования, сроками оплаты и перераспределением расходов по статьям бюджета вызывает настороженное отношение и прокуратуры, и законодательного собрания. С этим фактором связано еще одно противоречие, возникшее при рассмотрении трехлетнего бюджета, которое Алексей Чалый сформулировал как «принципиальный вопрос организации власти в городе». «Стоит вопрос о наделении правительства правом делать с бюджетом все, что они хотят, перемещать средства из любой статьи. То, что делает правительство, мягко говоря, называется неприлично», — отметил депутат.
Наверное, самым главным итогом года для Дмитрия Овсянникова станет осознание: прокуратура, законодатели и еще очень многие структуры сложного городского организма не будут работать с ним в алгоритме «я вас пнул, и вы ускорились» или «регламент мешает — меняйте регламент».