О том, что для борьбы с пробками за 15 миллионов рублей разработают новую схему дорожного движения, глава администрации Ялты Андрей Ростенко сообщил еще в 2015 году. Пробки действительно стали бичом Ялты еще при Украине, а при России город вообще встал. Но, похоже, новые правила в первую очередь повлияют не на движение, а на кошельки ялтинцев.
Передел артерий
Первые большие перемены наступили через год: возле Дома книги ликвидировали цветочный рынок и построили на его месте парковку. А с 2017 года в Ялте начали лютовать эвакуаторы, чьими жертвами стали преимущественно дешевые авто. Количество пробок из-за их работы увеличилось в разы: пока кран грузит неправильно припаркованное на узенькой улочке авто, объехать его невозможно. При этом власти уменьшают в городе число парковочных мест.
Сейчас чиновники хотят запретить прямой проезд по улице Карла Маркса возле исполкома. Из-за этого автомобилистам, едущим с улиц Свердлова, Дражинского, чтобы попасть в центр и к кинотеатру Спартак, придется делать крюк в два километра.
Еще одно намерение городской администрации: полностью запретить парковку на центральных улицах Ялты, где расположены городская администрация, суд, прокуратура и другие социально значимые объекты. При этом общественный транспорт в городе работает плохо, а ежедневно тратиться на платные парковки (сейчас они стоят 50-100 рублей в час, единого тарифа нет) смогут не все. С теми, кому платные парковки по карману, власти намерены бороться «вытесняющим тарифом» и враждебной схемой движения.
Из-за новых правил проезда на этом перекрестке движение может остановиться почти полностью
«Новая схема - это запрет на движение прямо с выездом на мост, по ул. Карла Маркса при пересечении ул. Московской, - предостерегает автомобилист с большим стажем, ялтинец Антон Федоров. - Можно будет поворачивать только налево к клубу моряков и направо в сторону автовокзала.
Это создаст огромные пробки на ул. Московской перед поворотом налево, на мост у овощного рынка (пробка будет до Спартака) и пробки на самой ул Киевской, где трафик увеличится вдвое.
Похоже, транспортной схемой в Ялте никто серьезно не занимается. Такое впечатление, что 15 миллионов ушли неизвестно куда, а новую схему движения разработали на основе приложения «Яндекс-пробки».
Водитель с 20-летним стажем Федоров предлагает активно задействовать улицы-дублеры, организовать одностороннее движение, ограничить транзит. Самое главное: расширить проезжую часть, построить парковки и многоярусные паркинги. Обязать застройщиков вкладываться в серьезное благоустройство и инфраструктуру, привлечь средства инвесторов или концессионеров.
Узкие улочки Ялты задыхаются от пробок
Вместо этого в Ялту возвращается даже не XIX, а XII век - идет к тому, что получившие «ярлык» от местного князя (главы администрации) фирмы, смогут забрать с ялтинских улиц на штрафстоянку любую не понравившуюся им машину. По словам ялтинцев, уже сейчас ребятам, эвакуирующим машины, закон не писан. Самое меньшее зло от них – мат вместо нормального русского языка.
«Машины не маркируют при эвакуации, экипажи эвакуаторов ведут себя агрессивно, штрафстоянки работают с нарушениями, - посетовал «Примечаниям» ялтинец Виктор Войнаровский.
– Огорчает бардак и наплевательское отношение к проблеме со стороны ДПС и самих автоэвакуаторов. Страдают и местные жители и туристы. Поставили ряд бессмысленных знаков, расширяют парковку у овощного рынка, что особо не повлияет на пробки. А вот сделать большую улавливающую парковку для гостей на въезде в город никто не удосуживается».
А ведь в АО «Ялтинские грузовые автоперевозки» заверяли, что весь процесс эвакуации, занимает всего несколько минут, и не будет создавать дополнительных заторов в движении автотранспорта по главным улицам города.
Фактически в 2017 году в Ялте ситуация с дорожным движением наоборот ухудшилась — при росте финансовой нагрузки на владельцев личных авто.
Куда уходят деньги?
Сейчас в Ялте за выкуп принудительно эвакуированного авто с людей требуют 2300 рублей, каждый час нахождения авто на штрафстоянке стоит еще 25 рублей. У ставших жертвами эвакуаторов ялтинцев сложилось впечатление, что закон им не писан, а деньги они перечисляют непонятно куда. На такую мысль наталкивают грубейшие нарушения в документообороте, «акты от руки» на обычной бумаге.
«Зарабатывают они на том, что люди не знают, как вести себя в случаях, если их авто доставили на штрафстоянку, - возмущена пострадавшая от автоэвакуаторов ялтинка Елена Рудик.
— Я смогла забрать машину лишь через два дня, в нарушение всех норм. На штрафстоянке без предоставления чеков вынуждают людей делать ксерокопии по 500 рублей, требуют оплачивать необоснованные комиссии. Обратились в полицию, прошел месяц — ответа нет.
Обратились к юристам, написали письма в другие контролирующие органы. Хочется остановить эту вакханалию даже не для себя, а для людей. Портится имидж Ялты, туристы с материка шокированы».
По закону возврат автомобиля со спецстоянки осуществляется сразу же после обращения водителя на соответствующую стоянку. При этом от водителя не должны требовать каких-либо дополнительных действий - обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается в постановлении о назначении административного наказания. Срок оплаты (отсрочки оплаты) услуг по перемещению и хранению в Крыму составляет 30 дней со дня перемещения задержанного авто.
Вот такие акты возврата авто выдают ялтинцам
В ходе разбирательств всплыло еще одно противоречие. Из квитанции об оплате услуг транспортировки, хранения задержанных авто в МО ГО Ялта юрист организации ООО «Петербургское право» Анна Шаульская выяснила, что эти услуги предоставляет ИП Забашта Михаил Юрьевич, зарегистрированное в Ростове-на-Дону.
То есть, налоги от деятельности в Ялте с большой долей вероятности идут в бюджет Ростовской области.
Однако реестр специализированных организаций сообщает, что эта обязанность наложена на АО "Ялтинские грузовые перевозки" (Протокол № 2 от 27.10.2016). Кроме того, во всех документах ГИБДД ответственным лицом по оказанию услуг транспортировки и хранения задержанных авто значится АО "Ялтинские грузовые перевозки".
«Нам до сих пор не ясно, какая компания на территории МО ГО Ялта должна осуществлять вышеназванные услуги, а какая их осуществляет в действительности, - недоумевает Анна Шаульская. - Со слов сотрудников спецстоянки, ИП Забашта является их работодателем, который арендует место для хранения авто у АО «Ялтинские грузовые перевозки».
Кому выгодно?
Все это наталкивают на банальную мысль: проблемы с парковками, эвакуаторами и странными штрафстоянками – составные части одного бизнеса, бенефициары которого принципиально не заинтересованы в упорядочивании дорожного движения в Ялте. Недавние идеи по изменению схемы движения в центре города, судя по всему, еще больше ухудшают положение водителей и увеличивают поле сбора непонятно куда идущих штрафов.
Попытку перекрыть мостик между улицами Киевская и Московская можно расценить и как тест на сознательность гражданского общества: насколько ялтинцы готовы далеко пойти в защите своих прав в вопросах дорожного движения. Не встретит ли сопротивления общественности реализация в городе еще более сомнительных проектов?
Общественность пока отстояла знаменитый пешеходный мостик. Фото: Лариса Черникова
После бурного протеста мостик снова открыли, а подчиненные сити-менеджера Ростенко, чтобы сохранить лицо, заговорили о строительстве вместо спорного пешеходного мостика нового подземного перехода. При этом о стройке действительно необходимого подземного или надземного пешеходного перехода на улице Изобильной, где в ДТП погибло более двух десятков ялтинцев, в администрации города почему-то не задумываются.
Возможно, этими скандалами горожан отвлекают от более серьезных вещей. Ведь могут найтись субъекты, которым выгодно сделать Ялту крайне неудобной для автомобилистов. Любопытно, что приморская улица Дражинского, которая ежегодно на лето перекрывалась глухим шлагбаумом, на это лето перекрыта всего лишь колышками. Причем таким образом, что между ними свободно проезжает электрокар.
Нет ли чьего-то корыстного интереса в замене шлагбаума на столбики?
Корреспондент «Примечаний» прокатился на этом электрокаре. За небольшую поездку от гостиницы «Ялта-Интурист» до центра города берут 100 рублей с человека. Билетов/чеков не выдают.
На просьбу дать документ для оформления командировочных водитель электрокара посмотрел на журналиста как на пришельца, попытался обратить все в шутку, а затем сказал, что надо прийти как-нибудь потом: может, что-то удастся придумать. И вообще посоветовал «не париться из-за 100 рублей».
Любопытно, что электрокары на ялтинские улицы поставила фирма, участие которой в этом бизнесе еще в украинские времена сопровождалось неоднозначными историями в духе вернувшихся сегодня в Крым 90-х.
Получает ли бюджет Ялты налоги от работы электрокаров?
Похоже, улицу Дражинского перекрыли с зазором для электрокаров не просто так. Похоже, кому то выгодно обкатать их в режиме «за наличку, без билетов» - а затем в интересах узкого круга лиц поставить на другие маршруты, предварительно вытеснив оттуда весь другой транспорт.