В борьбе за порт о туристах не думают
Сейчас на причалах пассажирского терминала ялтинского порта нет ни одного частного маломерного судна. По словам директора порта Дениса Волкова, все они вернутся и начнут коммерческую деятельность 28 апреля, когда с причальной стенки пассажирского терминала уберут старые суда. Волков заверил «Примечания», что конфликтов с моряками у монополиста нет.
Однако, есть большая вероятность, что многие владельцы небольших катеров и яхт в Ялту уже не вернутся, так как их не устраивают условия работы и новые договора, предлагаемые портом.
«В ялтинском порту сейчас такие условия, что многие ребята ушли из него в Севастополь и Балаклаву, — рассказал «Примечаниям» владелец яхты Дмитрий Пименов.
— Установлены высокие тарифы для работы, это сказывается на стоимости наших услуг для туристов. Других претензий тоже много: начиная с состояния порта, проблем с водой и туалетом, и заканчивая тем, что после 23:00 никого не пускают и не выпускают. Хотя при наличии документов и специальных идентификаторов суда имеют право работать в любое время.
В целом люди, занимающиеся морским туризмом в Крыму, сейчас сталкиваются с сотнями проблем. Нам необходима помощь и понимание со стороны крымских чиновников для создания нормальных условий работы в море», — говорит яхтсмен.
Не все эти суда теперь будут возить на экскурсии и рыбалку гостей Ялты
Но не только малые суда сталкиваются с изысками крымской бюрократии. Увидеть, как общаются сегодня на полуострове госмонополии и бизнес, можно на примере фирмы DPH Modus Ltd.
Два ее теплохода уже 24 года работают на маршрутах Ялта — Ласточкино Гнездо, Ялта — Гурзуф и др. Порт не пустил их работать на единственный сохранившийся пригодный причал Ялты, мотивируя тем, что предприятие сейчас убирает старые суда с причальной стенки. Хотя моряки говорят, что работы на 1 и 2 причалах никак не затрагивают работу 8 и 9 причалов.
Судовладельцы утверждают, что порт решил выдавить их с маршрутов, чтобы монополизировать эти маршруты. По словам сотрудников DPH, их вытесняют обслуживать пассажиров в грузовой порт — хотя очевидно, что туристам не будут интересны экскурсии, начинающиеся с неприспособленного режимного объекта.
В знак протеста перевозчик начал работу просто с набережной Ялты. Туристы наблюдали, как начало навигации проконтролировали пограничники ФСБ, сотрудники транспортной и обычной полиции. Видимо на случай попыток частного судна воспользоваться 8 причалом вход на него преграждала машина с бойцами вневедомственной охраны Минтранса РФ. У правоохранителей претензий к теплоходам «ЭОЛ» и «А. Глазунов» не возникло.
Владельцы других теплоходов ждут, чем закончится противостояние нового руководителя порта с DPH. Яхты и катера отдельно жалуются, что за швартовку малые суда платят столько же денег, сколько и большие.
Как объяснили корреспонденту «Примечаний» ялтинские моряки, они будут добиваться приемлемых для себя условий, либо примут решение больше не работать в ялтинском порту (каждое из более чем 30 разнокалиберных ялтинских судов будет определяться самостоятельно). При худшем развитии событий, для туристов останется небольшой выбор предложений по морскому туризму, а из-за искусственно уничтоженной конкуренции пострадает качество услуг, гостям Ялты можно будет забыть о недорогих морских прогулках.
Договор раздора
Конфликт в Ялтинском порту типичен для современного Крыма, где создатели многолетних бизнесов, пережившие 90-е, сталкиваются с административным переделом рынка под патронатом крупных чиновников.
Новый директор порта, 30-летний Денис Волков говорит, что у него несколько высших образований и большой опыт работы судоводителем. По его словам, порт сейчас на пороге расцвета. конфликт с заместителем директора компании DPH Павлом Холковским г-н Волков отрицает. Чиновник говорит, что впервые за долгое время именно при нем в порту зимой работал государственный теплоход «Маргейт», а катамаран «Крымская стрела» готов к работе: для его запуска ищут инвесторов.
«Мы очень уважаем Павла Ивановича, у нас с ним хорошие отношения, он работать будет - при заключении договора, — объяснил «Примечаниям» г-н Волков. — Проект договора мы ему выслали, он внес свои коррективы. После перебазирования судов порт будет готов заключить с ним договор. То, что я его вынуждаю работать с грузового порта, это неправда. В грузовом порту у него есть договор на отстой. На меня жалуется только Холковский, другие судовладельцы на меня не жалуются. Я защищаю интересы порта, он защищает свои частные интересы».
Это вряд ли так: многие моряки не рискуют публично высказывать претензии, боясь административного прессинга Волкова, но охотно жалуются на проблемы журналистам на условиях анонимности.
В DPH в свою очередь говорят, что Волков почему то прислал им свой вариант договора без подписи и печати, где фирме разрешают пользоваться только причалами и акваторией грузового порта. Яблоко раздора — причалы пассажирского терминала — в документе не упоминаются.
В компании ссылаются на закон о морских портах (ФЗ-261), который обязывает порт заключать договора с перевозчиками и обеспечить всем участникам рынка морских перевозок равные условия. Судовладелец направил жалобы в прокуратуру и полицию, фирма усматривает в действиях порта состав преступления по статье 169 УК РФ «Препятствование законной предпринимательской деятельности».
«Справедливое государственно-частное партнерство было бы выгодно для всех, и на словах в порту его поддерживают. На деле участникам рынка предлагают вступить в картельный сговор, установив единые тарифы,
— объясняет «Примечаниям» директор DPH Валентина Петункина. — Из года в год порт пытается выполнить план, превратившись в единственного монополиста».
По ее словам, директора порта думают, что если выгнать из Большой Ялты частные теплоходы — их доходы автоматом, без усилий перейдут порту. Но до сих пор такая политика ни к чему хорошему не приводила: частники отстаивали свое право на работу в Ялте, а госпредприятие продолжало конфронтацию.
Когда-то эти теплоходы работали вместе, сейчас они конкуренты
Как следствие — в Ялтинском порту каждый год меняются директора. «Нет хозяина, ходят слухи, что порт банкротят под какие-то неведомые проекты», - говорит Петункина.
Впрочем, этот конфликт, по-видимому — лишь вершина айсберга противостояний вокруг ялтинского порта.
Причалы будущего и земля под ними
Директор порта отрицает, что ремонт причалов затягивается и что над портом маячит перспектива банкротства в чьих-то интересах.
«Мне тоже обидно, что за 2016 год порт показал более 150 миллионов рублей убытка, но я не могу утверждать, что кто-то корыстно банкротит порт, — говорит Денис Волков. — Моя задача сделать его рентабельным. Причалы будут сделаны до 2020 года, государство выделяет на это 2,6 миллиарда рублей по ФЦП.
Что касается этого лета, то порт будет выполнять рейсы в Судак, Ливадию, Мисхор, Никитский сад, Гурзуф и Профессорский уголок. А главное событие – запуск круиза, который в перспективе может быть расширен за счет Стамбула».
Такие же рейсы и такой же круиз здесь видели в 2014 году — тогда обещанного прорыва в жизни южных морских ворот Крыма так и не произошло.
Между тем, судоводители Ялты считают, что темпы и качество реконструкции причалов ялтинского порта и будущее терминала в целом будут зависеть от итогов битвы за контроль над этим объектом.
В настоящее время идет суд, через который намерен восстановиться в должности директора порта уволенный из-за истории с сухогрузом «Петр Лидов» ростовчанин Дмитрий Петров, обвинявший в своей отставке некую «петербургскую команду».
Нынешний директор ялтинского порта Денис Волков раньше работал в должности замдиректора Феодосийского порта. Источники «Примечаний» в Совмине РК связывают молодого управленца с депутатом Госдумы РФ Андреем Козенко. Собеседник, близкий к правительству РК, считает, что назначение Волкова в Ялту стало возможным благодаря дисциплинированному голосованию бюджетников Феодосии за Козенко на осенних выборах в ГД. Источники в порту сообщают, что директором грузового района ялтинского порта будто бы намерены назначить водителя Козенко Андрея Сергеевича (Сергеевич это фамилия. — Прим. ред.), которого сейчас в приказном порядке вводит в курс дела один из ветеранов порта.
Впрочем, утверждать, что какая-то сила всерьез и надолго установила контроль над ялтинским портом, пока рано. Говорят и об интересе к ялтинскому порту со стороны еще одного депутата Госдумы РФ Михаила Шеремета. Но можно с уверенностью утверждать, что один из главных смыслов борьбы за порт Ялты — это земли, которыми он владеет во всех портопунктах, от Судака до Фороса. Ведь земля сейчас стоит дороже всего на Южном берегу Крыма.
При этом, совмин Республики Крым продолжает увеличивать объем земель, контролируемых предприятием.
Причалы и земля порта — предмет интереса многих
Трудно пока сказать, как битва за объект скажется на интересах пассажиров, но скорее всего перевозки станут дороже.
Восторги по поводу судьбы «металлолома» ветераны порта не разделяют. Они обеспокоены тем, что теплоходы могут быть порезаны и вывезены в Турцию. Сейчас для вывоза за рубеж в грузовом районе ялтинского морского комплекса копится металл, на износ работает единственный живой кран.
«Суда, которые хотят в качестве «металлолома» вывезти в Массандру и списать, еще пригодны к ремонту», — пояснил «Примечаниям» ветеран ялтинского порта с 40-летним стажем Петр Скворцов.
«Просто так их списать нельзя, это может сделать только Регистр, поэтому теплоходы лучше не губить, а сдать в аренду, — считает он. — Арендаторы их отремонтируют, расширят сеть морских перевозок, создадут рабочие места, а порт получит доход. Пассажирский терминал и небольшие судовладельцы — не конкуренты друг другу, у них разные задачи и весовые категории».
Пока же из-за скандалов монополиста с судовладельцами и мелкими частниками страдает имидж морских возможностей Ялты, сетует Скворцов. «От своих преемников в порту я знаю, что сейчас заморожены перспективные инвестиционные проекты с материковыми бизнесменами», — говорит ветеран порта.
На фоне этой истории, сотрудников порта обязали подписать запрет на любое общение с прессой, сообщили «Примечаниям» на условиях анонимности работники предприятия. Они связывают это с попыткой администрации предотвратить огласку очередного конфликта: сейчас порт препятствует некой ростовской компании проводить грузовые операции и отказывается выполнять по этому поводу проверку, несмотря на запрос погранслужбы ФСБ (переписка есть в распоряжении «Примечаний»).
О том, что внутри крымских портов неспокойно и идет борьба, свидетельствует и задержание сотрудниками ФСБ однофамильца директора Ялтинского порта — директора порта Керчи Владимира Волкова.
Складывается впечатление, что очередной передел сфер влияния на Южном берегу Крыма не пойдет на пользу туристам и потенциальным пассажирам. Если частные катера, яхты и теплоходы вынудят уйти, монополисты вряд ли будут заниматься развитием морского транспорта во всех нишах. И если новое руководство крымских портов решит порезать оставшиеся государственные суда как пережиток эпохи с более высокими социальными стандартами, Крым многое потеряет.