По словам представителя PR-службы компании «Яндекс» Ольги Молодан, служба работала на полуострове в тестовом режиме.
«Яндекс.Такси постоянно расширяет географию и в связи с этим тестирует работу сервиса в большом количестве городов и регионов, — говорит Молодан. — В Крыму мы тоже проводили подобное тестирование, которое на данный момент завершено».
Какие итоги из крымского эксперимента сделала компания, и планируется ли возобновление работы Яндекс.Такси в Крыму и Севастополе, осталось неясным. «Мы не раскрываем планов. Если сервис будет запущен, мы обязательно сообщим», — сказала г-жа Молодан.
Крымчане в соцсетях, обсуждая причины ухода компании, предполагают, что всему виной западные санкции. «Было неожиданно узнать, что Яндекс Такси перестало работать в Крыму из-за санкций... Вот тебе и компания, которая позиционировала себя как российская», — пишет в Фейсбуке крымский журналист Андрей Дегтярев.
Однако эту версию опроверг в беседе с «Примечаниями» старший специалист службы поддержки Яндекс.Такси Дмитрий Волков. Он также назвал причиной ухода окончание тестового периода работы и не стал вдаваться в подробности.
Еще одна обсуждаемая версия исчезновения Яндекс.Такси с полуострова — монополизм местных банков и их тарифная политика.
«Яндекс работает по схеме франшизы, и для местных партнеров возникло слабое место — банки, — пишет в Фейсбуке политолог Владимир Джаралла. — В Крыму их, как известно, два основных, и тарифная политика у них для клиентов не выгодная. Расчетов в работе по Яндексу требуется много, деньги движутся активно, а тарифы за операции ведут к большим издержкам. Потому, оказалось, что старая схема работы для них проще».
По мнению эксперта, свою роль мог сыграть конфликт с местными перевозчиками, которые не привыкли к таким низким ценам, как у Яндекса.
«Условия "Яндекса" их не устраивают, а при фактической монополии (местных перевозчиков в Крыму — ред.) бойкот был ощутимым. В итоге получилось так. Пока так. Теперь вопрос — будет ли рост тарифов? Правда, избыток предложения, фактический паралич движения в часы пик вносит свои коррективы. Очень жаль, удобство Яндекса уже многие из нас оценили».
А вот глава севастопольского профсоюза таксистов Алла Лазарева уходу Яндекс.Такси радуется.
«За счет низкой стоимости перевозок [у Яндекс.Такси] водители не могли своевременно проходить СТО, чинить автомобили, — уверяет она. — Наши службы такси и водители, к счастью, быстро поняли, что для них это закончится печально, и работать под Яндексом прекратили».
Впрочем, автопарк большинства других перевозчиков в Севастополе едва ли отличался в плане ухоженности от машин Яндекс.Такси в лучшую сторону, несмотря на более высокие тарифы местных.
Ранее Лазарева рассказывала «Примечаниям», что для местных компаний договоренности с Яндексом чреваты последующим поглощением — как только большинство местных служб переходит под крыло Яндекса, агрегатор начинает диктовать свои условия, а вернуться на рынок им уже сложно, потому что в городе о них уже забыли.
«Предприятиям обещают шумную рекламу, им больше не надо на это тратиться — только бери, что дают, — говорит она. — В последствии, когда местная служба переходит на этот ресурс, люди о ней забывают, на слуху остается только Яндекс. Захваченная фирма вынуждена сокращать своих маркетологов, рекламистов, отказывается от бренда».
Теперь г-жа Лазарева утверждает, что за полгода работы Яндекс.Такси в Севастополе конкуренция никак не сказалась на других службах такси.