Этот ажиотаж начался в городе после визита премьера Дмитрия Медведева и ряда федеральных министров. В официальных новостях критика по темпам освоения ФЦП звучала сдержанно. Министр экономического развития Максим Орешкин подтвердил намерение продлить действие федеральной целевой программы до 2022 года и поднять ее финансирование еще на 37 млрд рублей. Однако по данным "Примечаний" на закрытой для СМИ части выездного совещания властям Крыма и Севастополя досталось серьезно.
Орешкин напомнил, что отставание фиксируется по 120 объектам ФЦП. Причем Республика Крым отстает на 16% (по 72 объектам), а Севастополь - на 22% (по 20 объектам).
Среди этих объектов - важнейшие. Например, очистные сооружения КОС "Южные". Сегодня в интервью РБК-ТВ вице-спикер заксобрания Севастополя Александр Кулагин напомнил, что правительство города недавно расторгло госконтракт с подрядчиком очистных, и что ранее 2 млрд руб, выделенных на этот объект, пропали в обанкротившемся банке.
Значение ФЦП для Крыма и Севастополя почти фатально: крупный бизнес на полуостров из-за санкций не идет, а инвестиционно привлекательным для среднего бизнеса он не стал.
Владимир Комаров, директор Центра стратегий регионального развития объясняет это качеством крымских институтов, оставшемся на уровне 90-х или на уровне Украины. По его словам, в 2014 году на волне больших ожиданий предлагались большие проекты: строительство инновационных центров, инициатива возрождения здравницы на ЮБК. Была большая общественная поддержка у проектов изменения экономической модели Крыма - с гипертрофированного развития строительного сектора на высокотехнологичные отрасли. "Но пока мы видим, что решаются в основном инфраструктурные проблемы, связанные с ФЦП и масштабными федеральными дотациями", - заявил РБК-ТВ Комаров.
Председатель севастопольского отделения "Деловой России" Олег Николаев призвал участников обсуждения в студии отказаться от модных в чиновничьей среде отсылок к "украинскому наследию".
"Федеральный центр уже четыре года буквально заливает Крым и Севастополь деньгами, - напомнил он. - Может быть поэтому чиновники и считают, что раз деньги все равно дают - можно брать и ничего не строить?" - назвал вероятную причину пробуксовки ФЦП он.
"По Севастополю, например, у нас фактически ни один объект масштабный не построен, - сообщил Николаев. - Индустриальный парк, о котором мы говорим уже четыре года, до сих пор даже не спроектирован. Или те же очистные: у нас из-за грязной воды в море скоро начнется эпидемия энтеровируса, при этом 2 млрд, выделенных на очистные, куда-то пропали".
Если говорить о трудностях с приходом частных инвестиций, то, по мнению Олега Николаева, здесь главная проблема - отсутствие воли у местных властей.
"Будучи директором Корпорации развития Севастополя я занимался привлечением инвестиций - напомнил бывший глава КОРс. - Так вот, интерес очень большой у частных инвесторов. Мы предлагали губернатору три масштабных проекта, но это почему-то не получило отклика. А зачем - если дотации федерального центра и так сыплются как из рога изобилия?"
Владимир Клеманов, директор Института реформирования общественных финансов, отметил, что сейчас бюджет Крыма составляет порядка 140 млрд рублей, из которых только 40 - это собственные налоговые и неналоговые доходы, а остальное - это транферты из федерального бюджета.
Что же будет после ФЦП, когда поток дотаций превратится в маленький ручеек?
Ответить на этот вопрос однозначно никто из участников экспертного обсуждения не смог, но все они выразили озабоченность будущим местной экономики. В ее переориентацию с застройки на высокотехнологичные отрасли мало кто верит. В скорый выход на самоокупаемость Крыма и Севастополя эксперты не верят тоже.
При этом за 4 года федеральный центр влил в полуостров порядка 550 млрд рублей. Почему они вовремя не доходят в виде лимитов до бюджетных учреждений того же Севастополя, и почему при этом глав учреждений просят отчитаться за освоение неполученных денег - вопрос, наверное, уже к контрольным органам.