20 октября в Алуштинском городском суде прошло заседание по громкому уголовному делу двух местных правозащитников и градозащитников — депутата алуштинского горсовета от КПРФ Павла Степанченко и создателя сайта «Твоя газета» Алексея Назимова. Это было первое заседание, на котором дело должны слушать по существу, но слушания были перенесены на 8 ноября. Корреспондент «Примечаний» побывал на месте событий и отметил некоторые детали.
Напомним, находятся в СИЗО уже год. Сотрудники ФСБ задержали их в октябре прошлого года в одном из городских кафе. Сначала Алексея Назимова и Павла Степанченко обвиняли по ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». По версии следствия, журналист вымогал у члена «Единой России» 150 тысяч рублей за нераспространение сведений, порочащих партию, в СМИ, а Степанченко выступал посредником при совершении сделки.
В декабре 2016 года следствие провело по делу несколько очных ставок. Одна из них — с главным свидетелем обвинения Александром Рыжковым, который и вручал Назимову меченые деньги. На очной ставке Рыжков подтвердил, что все предложения по «сотрудничеству» касались лишь интернет-версии «Твоей газеты» — сайта, владельцем или главным редактором которого Назимов не числился. Поэтому ему нельзя было вменить коммерческий подкуп, а Степанченко — привлечь как посредника.
Уголовное дело почти развалилось, и тут появился еще один свидетель. Предприниматель Валерий Сударев, занимающийся в Алуште ритуальными услугами, якобы сам обратился к следствию и заявил, что в июне-июле 2016 года — точную дату он назвать не смог — Назимов вымогал у него 300 тысяч рублей за отказ от публикации «компромата».
Свидетель обвинения Валерий Сударев держался особняком
Сударева алуштинская «Твоя газета» критикует со времен Украины. Кладбищенский монополист, исключительное положение которого на местном рынке ритуальных услуг вряд ли могло бы сохраняться долго без особых отношений с властями города, ведет себя с родственниками усопших весьма грубо. На Сударева за его произвол даже заводили дело – но потом прекратили, ограничившись указанием гробовщику на его «антиобщественное поведение». Теперь этот человек выступает в роли пострадавшего, давая возможность единороссам и правоохранителям держать Назимова и Степанченко в камерах. Подсудимые и их адвокаты утверждают, что за этот год обвиняемых били в СИЗО, сажали в камеру к туберкулезным больным, отказывали в лечении, морили голодом в ходе ознакомления с материалами дела. Они расценивают происходящее как месть городской верхушки за их градозащитную активность. Крымские СМИ эту историю почти полностью игнорируют.
Открытое заседание Городского суда Алушты 20 октября должно было стать первым, где дело Назимова и Степанченко слушается по существу. Поддержать подсудимых. Поначалу приставы согласились пустить в зал лишь 12 человек и попытались выгнать ожидающих заседание на улицу, но после угрозы вызвать наряд полиции заседание перенесли в большой зал.
Когда из симферопольского СИЗО привезли Алексея Назимова и Павла Степанченко, группа поддержки встретила их аплодисментами. Подсудимые поблагодарили собравшихся за поддержку и призвали остановить произвол «оборотней в погонах».
Суд задерживался. Ожидая заседания, собравшиеся обсуждали недавнее уголовное дело против бывшего мэра Алушты Игоря Сотова, которого, в отличие от Назимова и Степанченко, оставили под домашним арестом. Еще одним предметом обсуждения стали интересы влиятельных лиц Алушты – борца-единоросса Джемала Джангобегова и депутата Госсовета Крыма Олега Шишкова. Здесь считают, что строгости в отношении Назимова и Степанченко вызваны заботой системы о спокойствии этих господ.
Проходящий по делу потерпевшим Валерий Сударев держался особняком, между ним и группой поддержки Назимова и Степанченко чувствовался холод. Впрочем, неудивительный: присутствовавший на заседании житель Краснокаменки Геннадий Дмитренко сам судится с Сударевым, обвиняя последнего в надругательстве над могилой матери и вымогательстве денег за услуги, которые должны быть бесплатными.
Через два часа суд все же начался. Первым делом обвиняемые заявили отвод судьи и прокурора, который предсказуемо не был удовлетворен. Затем защитник Степанченко заявил ходатайство об истребовании судом информации о телефонных соединениях номера, зарегистрированного на Степанченко, которым фактически пользовался Назимов. Данные о разговорах с номера хранятся в материалах дела на диске в виде файла программы Excel. Этот файл можно незаметно отредактировать в чьих-то интересах. Адвокат требует печатную расшифровку звонков от телефонной компании: тогда будет видно, что Назимов ни разу первым не звонил лицам, которые считаются потерпевшими по делу.
«Это ключевой для нас вопрос. Выяснение вопроса о том, что Назимов ни разу первым не звонил, докажет: это была целенаправленная провокация», — говорит адвокат Алексей Ладин.
Прокурор в ответ заявил, что телефонные соединения не могут подтверждать или опровергать вину Назимова и Степанченко в вымогательстве. Прозвучало это странно: зачем тогда материалы о телефонных соединениях истребовало следствие?
Затребовать распечатку телефонных звонков Назимова суд отказался. Адвокат Ладин заявил новое ходатайство: приобщить к делу распечатку звонков между номером Назимова и номерами, которыми пользовались граждане, проходящие по этому делу как потерпевшие. Это ходатайство суд оставил без рассмотрения «как преждевременное».
Заседание продолжилось ходатайством адвоката о привлечении еще одного защитника – гражданской активистки Аллы Литвинчук. Прокурор был против, а суд оставил это обращение без рассмотрения.
«Это грубейшее нарушение права на защиту, — сказал «Примечаниям» Алексей Ладин. — Имеется судебная практика отмены приговоров только на основании вот таких нарушений».
Отклонив очередное требование защиты, суд предложил заслушать обвинительное заключение в отсутствие одного из потерпевших – бывшего секретаря горсовета, бизнесмена Михаила Красненкова. Защита считает его провокатором, Назимов и Степанченко настаивают на том, чтобы этот человек присутствовал на всех заседаниях, чтобы была возможность задавать ему вопросы. С этим требованием стороны защиты суд согласился.
На этом заседание завершилось. Следующее судья Ващенко назначила на 8 ноября.
«Очевидно, что имеет место обвинительный уклон, — заявил агентству «Новый день» адвокат Алексей Ладин. — Суд отказывает защите в удовлетворении очевидных ходатайств, лишает возможности истребовать информацию и доказать свою невиновность».
По словам Ладина, обвиняемый Павел Степанченко испытывает проблемы со здоровьем, но рассчитывать на адекватную медпомощь он не может. «У него проблема с кальцием, крошатся зубы, — пояснил адвокат. — Он добился осмотра: теперь ему нужно лечение у специалистов вне изолятора, потому что там нет необходимой техники. Но сотрудники изолятора отказываются его вывозить».
Последним впечатлением от сегодняшнего заседания стало поведение приставов. Несмотря на отсутствие приговора суда, они заявили собравшимся, что Назимов и Степанченко «должны сидеть в тюрьме».