В Севастополе в первом чтении принят закон о выделении земли инвесторам без торгов. Комитеты и комиссии ЗС готовят свои поправки ко второму чтению законопроекта, которые рассмотрят после 13 марта. Депутаты предлагают ужесточить требования, чтобы участки на льготных условиях не достались девелоперам и компаниям с сомнительными проектами.
В документе установлены критерии отбора проектов, инвесторы которых смогут получить землю в аренду, минуя аукцион.
Крупный проект должен соответствовать одному из трех критериев. Компании при его реализации необходимо инвестировать не менее 100 миллионов рублей в расчете на один гектар или 40 миллионов, если это высокотехнологичная отрасль, создать 100 простых или 20 высокопроизводительных рабочих мест, а с третьего года аренды участка отчислять в бюджет Севастополя не менее трех миллионов рублей налогов с одного гектара. Второй вариант устанавливает отдельные условия для промышленных предприятий (восемь миллионов рублей налоговых поступлений в местный бюджет с гектара) и сельхозпредприятий (100 тысяч рублей с гектара). В третьем варианте количественных требований нет, но проект должен быть внесен в госпрограммы РФ или Севастополя.
Для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе туристической и спортивной инфраструктуры, предусмотрено лишь одно требование: включение в госпрограммы РФ или Севастополя.
Одобрить проект должен Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя, затем с инициатором заключается инвестиционное соглашение, которое будет исполняться поэтапно. Если юрлицо не выполнит обязательства, власти могут расторгнуть договор аренды земли, после чего инвестор обязан привести участок в исходное состояние и провести рекультивацию.
Как отметил вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев, право выделять участки без торгов предоставлено Земельным кодексом РФ, и большинство субъектов им воспользовались, отсутствие же закона в Севастополе снижает инвестиционную привлекательность региона.
«Закон актуален в отношении участников свободной экономической зоны. Более 70 инвестпроектов резидентов СЭЗ сейчас как раз ожидают земельные участки», — сообщил Пономарев.
Проект закона предварительно обсуждался с представителями бизнеса, и те просили снизить планку для промышленных и сельхозпредприятий. Но в правительстве не видят в этом необходимости. Пономарев уточнил, что количественные требования к инвесторам были сформированы на основе объема инвестиций и налоговых отчислений участников СЭЗ Севастополя.
«Такой дефицитный ресурс, как земля, должен использоваться максимально эффективно, — считает вице-губернатор. — Предложенные показатели объема инвестиций и количества рабочих мест близки средним значениям в субъектах РФ с хорошим уровнем развития».
Глава комитета Заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов рассказал, что похожий законопроект депутаты рассматривали в 2015 году и отклонили в первом чтении, так как документ давал лишние привилегии застройщикам. Новая редакция содержит похожие риски, ведь для туристических объектов не прописаны никакие критерии, помимо включения в госпрограмму.
Крупные застройщики Севастополя просили предусмотреть в законе выделение земли без конкурса для строительства жилья по госпрограммам, а в качестве критерия установить стоимость квадратного метра социального жилья. Однако в ЗС считают, что девелоперы должны получать землю на общих основаниях.
Но больше всего народных избранников смутило, что в законе не установлены количественные ограничения для масштабных инвестпроектов, включенных в госпрограммы. Изменения в программы Севастополя чиновники вносят на свое усмотрение, инвестсовет проходит за закрытыми дверями, а значит, есть риск, что земля пойдет под проекты, которые не принесут городу пользы.
«Если хоть одно рабочее место создано и хоть один рубль зарабатывается, то проект признается масштабным инвестиционным, — рассуждает глава комиссии ЗС по бюджету Вячеслав Аксенов. — Закон составлен так, что требования можно свести к минимуму, оставив только преамбулу и пункт о госпрограммах. Остальное можно выбрасывать — не важно, будут ли соблюдаться другие условия, всегда есть возможность пойти по пути госпрограмм. Закон очень дырявый, принимать его во втором чтении в таком виде нельзя».
«Закон о выделении земли без торгов крайне необходим, чтобы активнее привлекать инвесторов в те отрасли, которые мы собираемся развивать, — отмечает Олег Николаев, генеральный директор Корпорации развития Севастополя. — Они прописаны в стратегии развития Севастополя, это высокотехнологичное производство, сельское хозяйство, рыбная промышленность и так далее. Пока земля в Севастополе выделяется только по конкурсу. Например, для индустриального парка мы определили границы, приняли концепцию. Но парадокс в том, что инвесторы, которые придут в парк, должны получать землю на конкурсной основе».
По словам Николаева, без закона о критериях масштабных инвестпроектов ни одна спецтерритория не будет иметь смысла. Документ позволит создать инструменты господдержки бизнеса.
«Если говорить о конкретном примере, — сообщил глава КоРС, — наш индустриальный парк не получит землю без принятия этого закона. Корпорация развития не сможет получить в управление земельный участок для работы с резидентами. Сейчас в Севастополе без этого регионального закона нет возможности передать управляющей компании индустриального парка и любых других спецтерриторий землю без конкурса».
Проблему взаимного недоверия между ветвями власти Николаев предлагает решать на основе общественного договора.
«Никакие законы и постановления не уберегут нашу землю от хаотической застройки и разворовывания, если не будет твёрдой воли и позиции исполнительной и законодательной власти в отношении наведения порядка и соблюдения общественного договора, — говорит глава КоРС. — Мы часто наблюдаем за манипуляциями и подмене понятий в толковании законов в случае, когда такой воли не прослеживается. И никто в Севастополе пока не создал правил игры для застройщиков, не сформулировал требования к ним по городской архитектурной среде».