Жители ЮБК и в Юго-восточного Крыма не могут завершить оформление участков, начатое еще при Украине. Несмотря на наличие всех документов, в местных администрациях им массово отказывают в оформлении. Чаще всего это происходит там, где земля наиболее дорогая — в Ялте, Алуште, Феодосии, Коктебеле.
Между тем, крайний срок оформления — 1 января 2017 года. Люди в панике: они полагают, что после Нового года их участки отойдут в собственность республики, а затем — на продажу.
В поселке Семидворье под Алуштой, где землю рвут друг у друга крупные застройщики, в такой ситуации оказались буквально все жители одной из улиц — Милицейской. Там местные власти выделили сотрудникам и ветеранам алуштинского горотдела милиции участки под ИЖС в 2006 году, но оформить их в собственность люди не могут до сих пор.
Первым препятствием стало неоднозначное постановление Верховной рады, гласившее, что выделять участки и строить в прибрежной защитной полосе в двух километрах от моря запрещено. Под этот запрет попало и Семидворье.
Оформление участков прекратилось: чиновники требовали определить расстояние до уреза воды, но куда с этим обращаться — не поясняли. Через несколько лет постановление отметили, но с оформлением документов в поселке лучше не стало.
В 2012 году в Семидворье увольняется поселковый голова, подписывавший все документы на землю, и местная администрация снова затягивает процесс, уговаривая жителей подождать. Теперь — до выборов нового. Однако выборы ситуацию не спасли: через полгода Крым перешел российскую юрисдикцию, и все запуталось еще сильнее.
«Выборы поселкового головы были осенью 2013, а в марте следующего года прошел референдум, — вспоминает Александр Сухинин, который безуспешно пытается оформить участок в Семидворье. — Мы надеялись, что Россия примет нас с распростертыми объятиями, что наша проблема с участками, наконец, исчезнет, но проблемы только начались».
Когда люди пришли к новым властям с украинскими документами, которые признаются действительными по 6-ФКЗ, оказалось, что решение о выделении этих участков в собственность утратило силу.
«У нас были заключения, кадастровые паспорта, межевые планы, но в алуштинской администрации сказали, что мы не имеем права завершить дооформление земельных участков по решениям, принятым до 2008 года, — говорит Сухинин. — Нас таких было 20 человек. Мы обжаловали отказ, и суд признал его незаконным, но чиновники готовится подать апелляцию. Конечно, нам ничего не оформляют.
Когда мы входили в состав России, нам обещали, что ни один крымчанин ничего не потеряет. Сейчас мы можем лишиться земли и со стороны местных властей видим не помощь, а противодействие. Нас некому защитить».
Проблема Семидворья далеко не единична:
по данным председателя общественного совета при Минимущества Ирины Труфоновой, только в Ялте на проволочки с дооформлением полученной при Украине земли уже пожаловалось более 800 человек.
Схожая ситуация в Феодосии и Партените, где общественный совет собирают заявления жителей в следственный комитет, прокуратуру, общественную палату и антикоррупционный комитет.
«Причины самые разные: кому-то не отвечают на жалобы, хотя по закону обязаны дать ответ в течение 65 дней, кому-то просто отказывают, несмотря на наличие всех необходимых документов, — рассказывает «Примечаниям» Труфонова. — Делается все, чтобы не дать людям дооформить участки. У меня возникает ощущение, что делается это не просто так».
Такого же мнения придерживается крымский общественник Александр Талипов.
«Дооформление земельных участков завершается 1 января 2017 года, и, если человек не успевает завершить процедуру к сроку, то решение о выделении ему земли считается недействительным, — говорит он. — Во многих городах чиновники тормозят процесс без объяснения причин. Но говорить, что это инициатива какого-то местного совета нельзя: рыба гниет с головы.
Думаю, что указание исходит из Симферополя. Причина в том, что все недооформленные участки после 1 января перейдут в муниципальную собственность, и власти будут располагать ими за материальные блага».
В Госсовете Крыма существование проблемы признают, но объясняют ее причину иначе: по словам главы комитета по имущественным и земельным отношениям Евгении Добрыни, процесс затягивается из-за кадрового дефицита на местах.
«На основании обращений граждан нас приглашали в Ялту, и мы говорили, что даже при отказе чиновники обязаны дать ответ, — сказала она «Примечаниям». — Ялта говорит, что для проработки такого большого объема документов не хватает сотрудников. С этим валом работы действительно трудно справиться, но я считаю, что это все равно недопустимо и нужно с этим что-то делать».
Что именно предполагается делать, Добрыня при этом не уточнила.
Между тем, кадровый вопрос уже не раз обсуждался на уровне местных администраций, но власти предпочитают не обращать на это внимания.
«В Ялте жалобы горожан дошли до депутатов, и на одной из сессий был вынесен вердикт признать работу зама [мэра Ялты] Олега Ростенко Татьяны Кухтеевой и главы департамента имущественных и земельных отношений Лилии Молостовой, которые за это отвечают, неудовлетворительной, — рассказывает Ирина Труфонова. — Но Ростенко сказал, что Молостова не виновата, а Кухтеева — это вообще лучший специалист Крыма. Вроде как отреагировал, но не прислушался».
В Минимущества Крыма уверяют, что скоро проблема будет решена:
как сообщила «Примечаниям» Евгения Добрыня, в республиканском правительстве собираются продлить срок дооформления участков до 1 января 2019 года. Но законодательно это пока не закреплено.
«Это будет в проекте закона. Работа ведется, решение согласовано, оно пройдет заседание комитета, и если его поддержат депутаты, то оно будет принято на заседании Госсовета до конца этого года», — сказала Добрыня.
В общем, радоваться рано. По мнению Александра Талипова, до Нового года власти Крыма навряд ли успеют принять такое решение, а значит, угроза лишиться своих участков все также висит над жителями полуострова.
«Порядок дооформления участков был разработан два года назад, — говорит общественник. — Вопрос продления сроков поднимался уже тогда, но ничего для этого не было сделано. Уверен, что за полтора месяца срок не будет продлен. Возможно, какие-то изменения смогут внести в начале года, но будут ли они касаться сроков — непонятно. А к каждому конкретному решению по участкам, скорее всего, будут подходить выборочно».