Как сообщили «Примечаниям» местные жители, массовый заезд рабочих с Кавказа и Средней Азии начался в Форосе после нового 2017 года. Подрядчики, ведущие реконструкцию санатория «Форос», выкупленного в 2016 году структурами, аффилированными с «Татнефтью», привезли в поселок сотни людей и разместили их на территории самого санатория.
С появлением приезжих криминогенная обстановка в Форосе резко обострилась. Смуглые, с пышными черными бородами, навевающими мысли о ваххабитах, днем держались группами, при встрече опускали глаза в пол, переговариваясь только между собой. Но по вечерам их поведение резко менялось.
После работы они собирались в Форосском парке, который практически сразу превратился в помойку. У каждой лавочки образовались горы мусора, парковые рабочие не успевали собирать пустые бутылки от спиртного. Выпив, разгоряченные мужчины приставали к прохожим, в том числе женщинам.
Со временем хулиганские выходки переросли в настоящие преступления. Был ограблен магазин. Еще в одном магазине разбили витрину, но сработавшая сигнализация заставила преступников быстро ретироваться. Местная жительница И. чуть не стала жертвой изнасилования. На нее напали в парке санатория, раздели, но вовремя подоспел охранник, услышавший крики. Его появление испугало насильников.
С 16 на 17 апреля в реанимацию Ливадийской больницы поступила женщина. Поздно вечером, когда она возвращалась с работы, ее подсекли сзади под колени, и она упала лицом вниз. Нападавшие набросились на женщину сверху, начали бить ее бутылкой от шампанского по голове.
И снова случайный прохожий спугнул преступников. Результатом нападения стали 12 швов и тяжкие последствия для здоровья.
Еще через неделю, 22 апреля, в ту же больницу поступил житель Фороса - также с тяжкими телесными повреждениями. А через несколько дней в амбулаторию поселка за медицинской помощью обратился мужчина, пострадавший после избиения на улице неизвестными. Ему была предложена госпитализация, так как травмы были тяжелые, но он отказался.
В мае в Форосе появились женщины, по всей вероятности, жены строителей — тоже азиатки, в традиционной наглухо закрытой одежде, с покрытыми головами. Местные думали, что их появление разрядит обстановку и переключит мужское внимание, но легче от их приезда стало разве что самим строителям. Они торжественно вручили им в руки шпатели и валики, взвалив на хрупкие женские плечи большую часть работы. А сами сидели неподалеку на корточках и отдавали команды.
Местные женщины продолжали страдать от чересчур настойчивых горячих ухажеров. Так, в одном магазине покупатели стали свидетелями ситуации, когда сильно нетрезвый строитель схватил за руку продавщицу и со словами «Ты мне нравишься, пойдем со мной», силой пытался вытащить ее из-за прилавка на улицу. На возмущение свидетелей он никак не реагировал, и только после того, как те начали звонить в полицию, оставил девушку в покое.
Все это время жители поселка жили в страхе, но никуда не обращались. Полиции в Форосе давно нет — ближайший опорный пункт находится в Алупке, причем прием в нем ведется всего 4 часа в неделю.
Сначала форосцы пытались найти защиты у своего депутата Сергея Ефанова, представляющего поселок в Ялтинском горсовете, однако он на обращение не отреагировал. Не дождавшись реакции, люди обратились в Управление МВД России по Ялте и Алупкинский отдел полиции №1. А кроме того, написали заявление лично министру внутренних дел РК Сергею Абисову.
Из отдела организации деятельности участковых Ялты пришел ответ: факты грабежа своего подтверждения не нашли. На людей напали, однако денег при них не оказалось, а значит, преступление формально грабежом считаться не может. И посоветовали в следующий раз в случае нападения обращаться лично к участковому — в опорный пункт в 30 км от поселка.
Однако министр Абисов, в отличие от подчиненных, письмо без внимания не оставил. Прислал в поселок представителя — майора МВД. Он, вместе с ялтинскими полицейскими, наконец, приступил к расследованию, опросил пострадавших и свидетелей.
Несмотря на то, что гастарбайтеры начали покидать поселок в конце мая в связи с наступлением курортного сезона, по согласованию с руководством санатория «Форос» усиленные меры безопасности в поселке сохраняются до сих пор. Патрулирование улиц, парка и набережной и ведется круглосуточно как силами полиции — сотрудников ППС Алупки, так и службой «Беркут», работающей по договору с санаторием.
К середине июня поселок покинули почти все строители, и жители и гости Фороса теперь чувствуют себя защищенными. Но это лишь временно.
С приходом осени рабочие вернутся в поселок вновь. Местные жители, обеспокоенные этой перспективой, продолжают обращаться в полицию с просьбами открыть в Форосе полноценный опорный пункт и закрепить за поселком отдельного участкового.
История с приезжими рабочими в Форосе напомнила ситуацию с дракой в севастопольском поселке Штурмовом, которая случилась в апреле этого года. Тогда в стычке с выходцами из Армении, работавшими на местном асфальтовом заводе, пострадали более десятка местных жителей. Подобные происшествия не редкость и на материковой части РФ.
По всей России работодатели привлекают к работе на объектах кого попало. Криминальное прошлое строителей никто не проверяет, временной регистрации у них нет. Подрядчики, как показали трагические истории с гибелью кровельщиков из ДНР в Севастополе, ответственность за людей нести не хотят. Труд мигрантов обходится им гораздо дешевле, чем работа квалифицированных местных, да и «кинуть» приезжих на зарплату гораздо проще — у них меньше прав, и возможности отстаивать их в чужой стране тоже нет.
Рабочих, занимающихся реконструкцией «Фороса», в санатории кормили, предоставляли им жилье. Но задерживали зарплату. Возможно, отчасти такое, нищее и бесправное, существование породило агрессию и привело к насилию и грабежам.
Алчность бизнесменов в первую очередь ставит под удар нас, простых обывателей. Кроме ухудшения криминогенной обстановки из-за неконтролируемого и бесконечного потока трудовых мигрантов, уменьшается и уровень дохода крымчан. Им приходится практически выживать в конкуренции с некачественным, но низкооплачиваемым трудом приезжих "специалистов". И это тоже не способствует положительному отношению к приезжим.
А значит, подобные конфликты будут повторяться снова и снова. И виновата в этом не национальная принадлежность рабочих, а жадность их «хозяев». И бесхарактерность властей, которые не могут или не хотят контролировать трудовую миграцию и препятствовать развитию рабского труда.