Охота в Крыму – давнее увлечение как высокопоставленных чиновников, так и рядовых жителей полуострова. В общественной организации «КРООР» (Крымское Республиканское общество охотников и рыболовов) состоят тысячи людей. В каждом районе полуострова – 700-800 человек, всего примерно 15 000. Ежегодно они ждут открытия сезона, платят госпошлину, начинают охоту на пернатых и зайцев. Так было при Украине, так происходило и после 2014 года. Но два года назад почему-то не повезло охотникам Джанкойского и Нижнегорского районов. Государственные охотничьи угодья внезапно стали частными.
Наша ваша земляАлександр Бойко и Станислав Попков – давние охотники. Они стоят с внушительной папкой документов в руках. Эти крымчане разбираются в некоторых законах не хуже юристов. На это их вынудило нормальное для любого человека желание защитить свои права.
«Раньше мы могли охотиться на пушного, на зайца. Сейчас, по-хорошему, вообще охотиться не можем, так как на частной территории, - говорит Александр Бойко. – Хотя земли в наших районах – государственные».
«Мы должны покупать пошлину за 650 рублей и, тем самым, приносить деньги в казну, - продолжает он. - Представьте только, это же тысячи охотников. Но вместо этого нам предлагают получить право на охоту за 2000-5000 рублей. Такой разброс объясняется тем, что, мол, «понравился лицом – тебе две тысячи всего платить». Как такое вообще возможно? Почему кто-то зарабатывает на государственной земле?»
Станислав Попков показывает лишь часть бумаг
В Федеральном законе, подписанном президентом Владимиром Путиным 3 июля 2016 года, говорится: «Границы охотничьих угодий, указанные в заключённых в соответствии с настоящим Федеральным законом охотхозяйственных соглашениях, должны соответствовать границам охотничьих угодий, обозначенных в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий Республики Крым».
Позже был издан указ главы правительства Крыма Сергея Аксёнова. Согласно этому документу, были определены границы государственных охотничьих угодий по всему полуострову - в том числе, в Джанкойском и Нижнегорском районах.
«Есть документ, который определяет деятельность власти на местах в плане охотпользования, это закон нашего президента Путина, согласно которому был потом указ по республике, - поясняет Станислав. – В документе указано, что охотугодья общедоступные и государственные. Но что делает товарищ Компанейцев, заместитель министра экологии? Неожиданно появляются местные организации. С ними подписывают охотсоглашение, без проведения аукциона».
С недавних пор государственные охотничьи земли действительно можно выставлять на открытый аукцион. Тогда их может получить компания, которая предложит лучшие условия аренды. Затем победитель арендует участки, на которых устанавливает свои правила. Однако в двух районах полуострова земли, по сути, просто отдали мало кому известным людям. Аукциона не было. Общественность о произошедшем узнала случайно.
«Мы общались с замминистра экологии Компанейцевым, он сказал, что есть управленческие решения, которые дают ему право нарушать законодательство, - возмущается Станислав. – Об этом все знают: прокуратура, чиновники, но никто ничего не делает. Мы в прошлом году обращались к Поклонской, но результата нет до сих пор. Везде в ответах она пишет: подождите, подождите, мы сейчас вот-вот что-то сделаем».
Ничего личного, просто бизнесПо словам охотников Нижнегорского и Джанкойского районов, им негласно разрешили охотиться на пернатых по государственным карточкам. За это не штрафуют и не выгоняют – боятся скандала. Но стрелять, к примеру, зайцев уже нельзя. Разрешается только тем, кто готов заплатить пару тысяч вместо 650 рублей.
«Они боятся вынести это со двора, наши папки с документами читают только несколько человек, другие не знают, что происходит в Крыму, - поясняет Александр Бойко.
– При этом знакомые судьи мне так открыто и говорят: «Саша, да ты что, как мы против указа президента пойти можем?» А для других людей это просто бизнес, за одного зайца тысячи платят и нормально».
Об этой проблеме уже писали летом 2017 года. Тогда на заседании комитета Госсовета РК по аграрной политике, экологии и природным ресурсам депутат Пётр Калын заявил, что в Нижнегорском и Джанкойском районах некоторые охотники каким-то образом обошли распоряжение главы Крыма Сергея Аксёнова о том, что все охотничьи угодья должны использоваться только через Крымское общество охотников и рыболовов (КРООР).
«Там 600 охотников остались ни с чем, а 6 человек завладели 30-40 тысяч га охотничьих угодий!» – обратился депутат к начальнику управления правового обеспечения Министерства экологии и природных ресурсов Крыма Владиславу Домрачеву. Но на свой вопрос «как это могло случиться?», он ответ так и не получил.
«Примечания» попытались связаться с Сергеем Компанейцевым, чтобы получить у него комментарий по поводу претензий охотников, однако он разговаривать отказался. Его пресс-секретарь сообщила, что «выполнено требование прокуратуры Крыма и решения судов о том, что указанные соглашения законны, это не его личное решение, а решение прокуратуры».
Но, как нам сообщили охотники, в Министерстве экологии и природных ресурсов Крыма о нарушении знают. Все документы по Джанкойскому и Нижнегорскому районам подписывает только Компанейцев — подписи министра Геннадия Нараева нет.
Отказ жителям Крыма в праве на охоту
Охотники двух районов полуострова пытались обращаться в крымские СМИ. Везде им отказывают. «Нам сказали гасить эту тему», - признался один из крымских коллег.
О том, что частные компании без всяких оснований зарабатывают на государственных охотугодьях, все молчат – боятся. Охотники просят дать этой истории огласку, а сами они пока, уже традиционно для крымчан, пишут письмо Путину.