ООО «Нова-Групп» возило грузы как в Крым (в основном продукты питания и сухие смеси), так и в центральные регионы России (чаще всего ликероводочную продукцию и соду). Поэтому для удобства клиентов в феврале 2019 года, помимо основного счета в местном банке РНКБ, компания открыла еще один - в «Сбербанке».
«Мы начали работать, с этим в «Сбербанке» никаких проблем не возникло, — говорит гендиректор компании Анатолий Цуркин, бывший министр транспорта и председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма. — Кроме того, нас заверили, что крымским компаниям они идут навстречу».
25 апреля из «Сбербанка» в компанию Цуркина поступил запрос о предоставлении подтверждения хозяйственных операций по счетам. Одновременно банк заблокировал деньги компании. Речь идет о десятках миллионов рублей, говорит гендиректор «Нова-Групп».
«Мы не только не можем заправить автомобили для выполнения услуг доставки грузов и терпим убытки, но и нарушаем законодательство в части невыплаты заработной платы своим сотрудникам, за что нас накажут штрафными санкциями», — говорит Цуркин.
В итоге представители крымской компании были вынуждены вылететь в Москву, чтобы предоставить все необходимые документы и перевести средства со своего «сбербанковского» счета на счет в «РНКБ». Это им удалось.
Но полностью доступ к счету им не восстановили. Единственное чего добились представители «Нова-групп» — блокировку счета заменили на ограничение. Это значит, что интернет-банкинг для компании по-прежнему недоступен дистанционно из Крыма бизнесмены не могут осуществлять денежные операции, но все эти услуги для них доступны в офисах «Сбербанка». Поскольку в Крыму отделений этого банка нет из-за западных санкций, приходится летать на материк.
«Нас подозревают в финансировании терроризма, они так и сказали, когда мы общались по телефону, — рассказал «Примечаниям» Цуркин. — Почему мы стали террористами, нам не объясняют, хотя мы предоставили все документы, вплоть до документов на здание, в котором мы арендуем офис.
Причина, скорее всего, понятна: адрес ведения хозяйственной деятельности — Республика Крым, так как отключили клиент-банк, но разрешили операции на бумажном носителе. Получается, приходя в банк с бумажной платежкой, я не подозреваюсь в финансировании террористической организаций, а находясь в Крыму и отправляя такую же платежку через клиент-банк — подозреваюсь».
В «Сбербанке» оперативно прокомментировать эту ситуацию «Примечаниям» не смогли: «Присылайте запрос и ждите ответа», - сообщили в пресс-службе банка.
В ООО «Нова-Групп» знают, что с подобной ситуацией столкнулись не только крымские компании, но и многие фирмы с материка. «Возможно, банк счел себя контролирующей инстанцией, такой как налоговая служба или прочие компетентные структуры, - предполагает бывший министр транспорта Крыма. - Таких предпринимателей много, просто не все готовы это освещать, и сидят тихо, не зная, как действовать дальше», — говорит Цуркин.
Между тем ситуация, которая показалась крымским бизнесменам новой и неожиданной, никак не связана с санкциями, говорят эксперты рынка. Компании на материке действительно массово страдают от блокировки своих счетов банками, причем еще с 1 июля 2017 года. Именно тогда коммерческие банки РФ по требованию ЦБ начали активно применять на практике Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Работает он так. При малейшем подозрении на отмывание денег (неясные с точки зрения профиля работы компании операции), операция блокируется, а от клиента банка требуют объяснить ее документально. И если ООО «Нова-групп» ее не объяснит, ей могут заблокировать и обслуживание в офисах «Сбербанка». А пока счета компании обслуживают через офис, потому что в так сотрудникам банка легче проверить, куда они платят и за что.
Крымчане намерены добиваться полной разблокировки счета. «Нам не хотелось бы иметь заблокированный счет, — рассуждает председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма. — После того как подсчитаем убытки с учетом примененных к нам штрафных станций, будем писать претензию банку, по итогам рассмотрения которой будут понятны наши дальнейшие действия».