Президент России Владимир Путин озвучил меры поддержки для помощи населению страны во время коронакризиса. Часть обращения глава государства посвятил помощи социально ориентированным некоммерческим организациям и предпринимательству.
В частности, с 1 июня запускается кредитная программа поддержки занятости для социально ориентированных НКО и предприятий в пострадавших отраслях. Объем кредита: один МРОТ на одного сотрудника в месяц, исходя из шести месяцев. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года. Конечная ставка — 2%, все, что выше, субсидирует государство. Если в течение срока действия программы предприятие сохранит занятость на уровне 90% и выше, кредит и проценты по нему полностью списываются. Если занятость будет сохранена на уровне 80% процентов, списывается половина кредита и процентов по нему.
Налоговые и страховые платежи за II квартал 2020 года полностью списываются (за исключением НДС). Это касается ИП, компаний малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и социально ориентированных НКО.
Самозанятым возвращается весь налог на доход, уплаченный в 2019 году, и предоставляется «налоговый капитал», — один МРОТ, — за счет которого они смогут в 2020 году проводить налоговые платежи.
ИП, занятым в пострадавших отраслях, будет предоставлен налоговый вычет (один МРОТ) в отношении страховых взносов.
Госструктуры, оказывающие микрофинансовую поддержку ИП, семейным предприятиям, малому бизнесу будут докапитализированы из федерального бюджета.
Лучше так, чем ничего
Эти меры будут хорошей поддержкой для бизнеса, однако правительству РФ стоило бы сделать больше и отменить уплату налогов для всех предприятий,а не только для пострадавших отраслей, считает председатель севастопольского отделения бизнес-организации «Деловая Россия» Олег Николаев. За время коронакризиса пострадали все отрасли, поэтому решения для предпринимателей должны быть радикальным.
«Что касается кредита, который можно будет не возвращать, если выполнены условия (сотрудники не уволены, например), давайте представим, как это будет работать. Предположим, два месяца не работает ресторан и численность его работников не сокращается, понятно, что кредит на зарплату будет выдан в размере одного МРОТ. Какие-то рестораны, конечно, удержатся на плаву. Но в хороших ресторанах люди не получают один МРОТ, они нигде не получают один МРОТ. В хороших ресторанах повара получают и 300 000 рублей, а средняя зарплата в заведениях — в районе 70 000 — 80 000 рублей.
Исходя из расчетов тех расходов, которые несут предприятия, и той поддержки, которую им предлагает государство, огромное количество предприятий погибнет», — констатировал Николаев.
Хоть списание налогов предусмотрено только для пострадавших областей, эта мера все же поможет предпринимателям, считает делоросс. Уже хорошо, что люди наконец получили возможность не просто отсрочить платежи, а полностью их отменить — это лучше, чем ничего, добавил он.
«Но ключевой принцип: все нужно делать вовремя. Прошло уже два месяца, и только сейчас озвучены эти меры поддержки», — отметил Олег Николаев.
Любые меры поддержки бизнеса на данный момент будут эффективными, однако предпринимателям хотелось бы увидеть больше помощи со стороны государства, считает председатель крымского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Олег Свешников.
«Президент услышал то, <о чем> бизнес просил его. Конечно, с точки зрения НДС, нет послаблений, и, наверное, этот момент является для предпринимателей (которые находятся на общей системе налогообложения) сильным моментом, который бы поддержал их, потому что <НДС —> это основной налог, который уплачивается бизнесом. Но и без <отмены> НДС этих <мер поддержки> достаточно», — сказал Свешников.
Поддержка с оговорками
Решения, озвученные президентом, однозначно помогут предпринимателям, но вопрос в том, насколько эти меры будут эффективными и какому количеству бизнесменов помогут. Кредиты для НКО и предприятий будут эффективной мерой поддержки с вероятностью 50%, считает председатель правления Ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя Александр Чернов. Для остальныхтакая помощь, скорее всего, будет бесполезна, добавил он.
«Есть предприятия, в том числе НКО, которые на момент кризиса увеличили свой штаб (их немного, но они есть): одних сотрудников они уволили, а новых, даже больше чем у них было раньше, взяли. Причина того, почему так получилось, в том, что на рынок освободились новые, более компетентные кадры. Соответственно, если будет это (эффективность этой меры – прим.) учитываться с точки зрения количества сотрудников, а не тех, которые старые сохранились, для таких предприятий, конечно же, это будет эффективно. Это будет не эффективно особенно для мелкого бизнеса, потому что очень мало тех, кто сохранили до 90% личного состава», — сказал Чернов.
Отмена налоговых и страховых платежей для ИП, НКО, малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях будет хорошей мерой поддержки, но опять-таки не для всех, считает председатель правления Ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя. По его словам, главная причина этого — список отраслей, которые правительство РФ считает пострадавшими от коронакризиса и которых эта мера, соответственно, коснется.
«Есть определенные ОКВЭДы (коды для разных видов деятельности субъектов предпринимательства), которые входят в этот список, а есть рядом ОКВЭДы, которые не входят. В ассоциацию люди звонят, говорят: «У меня ОКВЭД, условно говоря, пункты один, два, три, четыре, пять. Потом почему-то подпункт пять с половиной пропущен, хотя по деятельности мы вроде бы подходим, а потом шестой, седьмой». То есть КВЭД есть, а подКВЭДы пропущены или не входят в помощь государства, и не понятно, почему это происходит.
Вторая очень интересная причина: часто получается так, что основной ОКВЭД у человека, например, шиномонтаж. Шиномонтажники работали, но он (предприниматель — прим.) ведет деятельность с точки зрения кафе. У него есть и кафе, и шиномонтаж, а государство дает помощь только по основному ОКВЭДу. И получается, что у человека есть шиномонтаж, он типа не пострадавший <бизнес>, а кафе — пострадавший. И вот таких предпринимателей, которые не учитываются, огромное количество», — сказал Александр Чернов.
Возвращение самозанятым гражданам налогов, уплаченных ими за 2019, и предоставление «налогового капитала» жителям Республики Крым и Севастополя пока ничем не помогут, ведь на полуострове официально нет самозанятых работников, добавил Чернов.
«Крым <и Севастополь> к этому вообще не относятся, у нас нет такой формулировки. У нас есть либо ИП, либо люди, <которые> получали какой-то <доход>. Ну, допустим, сдавали свою недвижимость (если они ее официально сдавали, указывали все суммы) и платили налог — 13%. Но по формулировке, с точки зрения юриспруденции, они не являлись самозанятыми.
Но я подозреваю, что в данном случае такие люди тоже получат компенсации. Скорее всего, в данном случае государство <поддержит> и самозанятых, и тех, которые платили 13% (налог на доходы физического лица — прим.). В данном случае <для государства> это синонимы, скорее всего, так», — отметил Александр Чернов.
Налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, занятых в пострадавших отраслях, может существенно помочь маленькому предпринимательству, но остальным период коронакризиса не скрасит, отметил председатель правления НКО.
Докапитализация госструктур, оказывающих микрофинансовую поддержку ИП, семейным предприятиям и малому бизнесу, — одна из тех мер, которая реально может помочь предпринимателям, считает председатель правления Ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя.
«Допустим, в Республике Крым и в Севастополе есть два фонда микрокредитования, они работали в «мирное» время под 6%, сейчас они работают под 3%. На что идут эти средства? На развитие бизнеса, на поддержку бизнеса, на зарплаты, на сохранение кадров и так далее. Более того, эти фонды достаточно эффективно работают. Допустим, фонд микрокредитования в Республике Крым — у него капитализация в прошлом году на миллиард <рублей> увеличилась. То есть у них сейчас примерно 1,2-1,3 миллиарда капитализации государственных денег, и это государство только на Крым выделило, — сказал Александр Чернов. — Плюс есть еще гарантийные фонды — если у предприятия не хватает гарантийных обязательств в виде недвижимости, машин, земли или технологий, то плюс 1% добавляется к их кредиту. Грубо говоря, к 3% уже существующим плюс 1%. За 4% через гарантийный фонд они (предприниматели — прим.) могут брать эти средства. Я считаю, что это супер-эффективно, и власти как федеральные, так и Республики Крым <в этом вопросе> большие молодцы».