Единственной независимой экологической организацией, которую Росатом допустил на разгрузку урановых отходов из Германии, оказалась питерская Беллона. В порту Петербурга экспертам дали измерить состояние радиоактивного фона.
— Нам показали разгрузку контейнеров с обедненным гексафторид ураном (ОГФУ) в порту Санкт-Петербурга. При нас специалисты сделали замеры, рассказали о технологиях перевозки этого опасного груза. Оказалось, что фон от контейнеров ниже, чем от Медного всадника. Все выглядит безопасно и продуманно, — поделились впечатлениями в Беллоне.
Выводы экологов не только не успокоили петербуржцев, а скорей подлили масла в огонь. В соцсетях жители Северной столицы высказали все, что думают по этому поводу.
— Непонятно, если все так безопасно, зачем немцы все это вывозят от себя, да еще и платят за это? – первым делом спросили интернет-пользователи.
Дальше люди поинтересовались куда все это «добро» денут, а узнав, что везут на переработку за, Урал парировали.
— России-то что за выгода? Ладно бы ресурсов было, как в Исландии, только ветер и камни, или один лысый песок, как в Сахаре, но мусор-то нам зачем? Особенно при безудержном вывозе всех ресурсов без разбору и за бесценок? Это ж все равно, что поработав без выходных во все три смены подряд — простить всю зарплату, оставив ее работодателю, после чего пойти набрать под немыслимый процент кредитов и оставить все на кассе в магазе, забрав только содержимое пресскомпактора и близлежащих урн с рвотой бездомных и собачьими экскрементами с окрестных газонов, а принеся все это «скрепоносное достояние» домой к себе в подвал, зарыться во всем этом, как крот, запугивая местных хомяков с клопами и тараканами, окопавшихся слоем пониже, дневным светом, чистой водой и свежим воздухом, — образно выразила мысль Александра Яковлева.
При этом досталось от пользователей и самой Беллоне, считающейся независимой экспертной организацией.
— Поражает отношение некоторых якобы экологов, попросили не выгружать этот опасный груз в Питере и их услышали, и они это себе в достижения записали. А жители других городов чем хуже жителей Питера? Т.е. в Питере нельзя, а в Мурманске, например, можно? Вот это, конечно, возмущает до глубины души! И ввоз всяких отходов под названием «сырье», естественно, это аморально, как минимум, — пишет Юлия Семенова.
По мнению интернет-пользователей «урановые хвосты» не нужны Питеру, но и другие регионы не свалка.
— Это вторая партия «германских хвостов» отправляется через нас в Новоуральск Свердловской области. Там живут мои родственники, у которых я поинтересовалась, как они относятся к ввозу этих хвостов. Ответ: «Раньше на обогатительном комбинате люди хороший заработок имели, за это и держались. А сейчас деньги в Москву ушли, и люди на заработки ездят в Екатеринбург». Так что там эти хвосты тоже не нужны.
На это представители Беллоны ответили, что немцам невыгодно перерабатывать из-за конъюнктуры рынка. А Росатом — государственная корпорация, ее доходы поступают в бюджет РФ.
Стоит отметить, что действительно именно Беллона поставила перед Росатомом вопрос об изменении логистики, предложив вести разгрузку не в центре Петербурга, подвергая хоть и гипотетическому, но риску 5 миллионов жителей, а в пригороде – Усть-Луге. При этом параллельно с экологами на смене маршрута настаивал и депутат Законодательного собрания СПб Алексей Ковалев. Была образована «рабочая группа» с участием парламентариев, экологов и общественности для выработки плана переноса порта назначения.
В Беллоне так же рассказали, что «сами контейнеры с ОГФУ можно бросать с высоты девяти метров на металлические штыри, жечь при температуре 800 градусов в течение 30 минут и держать под водой на глубине до 15 метров не менее 8 часов без каких-либо существенных последствий. За всю историю их эксплуатации не было ни одного случая разгерметизации».
При этом экологов почему-то волнуют проблемы самой госкорпорации. Они ссылаются на данные подрядчиков Росатома, в очередной раз убеждая общественность в соответствии завозимых отходов стандартам МАГАТЭ.
«Реализация зарубежных контрактов по поставкам ОГФУ позволит «Росатому» заработать деньги и проинвестировать 19 млрд рублей в новые установки по переработке ОГФУ, не прося у государства субсидий. На данный момент в мире накоплено 2 000 000 тонн обеднённого гексафторида урана. Порядка 820 000 тонн (41% от общего количества) находится в России. Сейчас есть только одна французская установка W-ЭХЗ, перерабатывающая 10 000 тонн ОГФУ в год».
Как говорится, гордится есть чем! Впрочем, и Россия намерена в конце концов избавиться от урановых отходов, но только к 2080 году.