Пост, за который задержали петербургского пенсионера, был опубликован в декабре 2018 года. Теперь, как уже писали «Примечания», эксперты из СПбГУ сумели найти в нем признаки оправдания теракта в здании ФСБ в Архангельске. В тексте, кроме фамилии подрывника, упоминается имя Сталина, а также словосочетания «анархический коммунизм», «хазарские нацисты» и «олигархо-эксплуататорская хунта».В настоящее время пенсионер задержан, у него изъята вся техника.
Под раздачу за оправдание терроризма в основном попадают «старые да малые». До пенсионера из Петербурга под ником Stalinskiy sokol, уголовному преследованию подверглись пожилая эко-активистка из Челябинска и совсем молодые парни из Сочи и Тольятти.
О задержании «сталинского сокола» сообщили многие петербургские СМИ, но какой-то публичной реакции от правозащитных организаций не последовало.
Корреспондент «Примечаний» обратился в некоторые из НКО с вопросом будут ли они помогать «идеологически чуждому» старику. Первая реакция – мы не в курсе. Одиозная личность им явно неинтересна.
— Сталинист – это не юридический термин, а вы к юристу обращаетесь, это СМИ умудряются называть его «поехавшим крышей» и нас «иностранным агентом, — коротко и с досадой ответил глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
Между тем пенсионер, судя по его постам в соцсети, действительно не питал теплых чувств не только к власти, но и к ее критикам. Противников дедушка именовал, не иначе как «исполнители июдо (жидкой) воли, наступающие на пархатые грабли».
Впрочем, среди инагентов нашлись и те, кто готов протянуть руку помощи «диванному политику».
— Я защищаю всех. К нам обращаются разные люди, я не заметил, чтобы количество обращающихся в НКО людей уменьшилось. Ко мне обращаются эфэсбэшники, например, в связи с квартирными вопросами. Или полицейские в связи с незаконным увольнением, — пояснил корреспонденту «Примечаний» глава признанного по решению минюста «иностранным агентом» НКО «За права человека» Лев Пономарев. При этом он оговорился, что поклонник Сталина сам должен обратиться к правозащитникам.
— Если не захочет обращаться, это не мое дело, а его. Если обратится – защищать буду. Я буду заниматься кем угодно. А если обратится сумасшедший сталинист, то я ему мягко подскажу, что он сумасшедший, и не буду его защищать. Ко мне приходят люди и жалуются, что их из электрической лампочки облучает, я естественно такими делами не занимаюсь, — добавил Пономарев.
Между тем до петербургского пенсионера под уголовное дело попали с десяток человек по всей России «героизировавших» в интернете архангельского школьника-террориста, устроившего взрыв в приемной регионального ФСБ.
В Гильдии лингвистов-экспертов, где есть практика производства экспертиз текстов об оправдании терроризма (дело псковской журналистки Светланы Проковьевой) корреспонденту «Примечаний» посетовали на правовую безграмотность не только пенсионеров, но и прежде всего молодежи.
— Они технически продвинуты, но в правовом отношении безграмотны, они не знают о существовании статей 282, 205 Уголовного кодекса о разжигании ненависти, оправдание терроризма. Им это никто не объясняет. Этим должны заниматься педагоги. У нашей Гильдии достаточно рекомендаций по лингвистической безопасности, — рассказал нашему корреспонденту профессор-лингвист Михаил Горбаневский.
По наблюдениям экспертов, «наиболее токсична» сеть Вконтакте. Именно ее отслеживают соответствующие структуры. К слову, именно в ней свои посты публиковал и пенсионер из Петербурга.
Сам по себе информационный повод – подрыв в здании спецслужбы — по мнению лингвистов, не мог не привести к появлению множества разных текстов, и эти тексты вызывают, мягко говоря, пристальное и предубежденное внимание.