Как договорились руководители ведомств Вадим Владимиров и Александр Гнедых, УФАС и ФНС будут взаимно делиться информацией о нарушениях закупочного законодательства. Общими станут и специалисты, необходимые для участия в процессуальных процедурах.
Все эти меры, однако, ни к чему кроме штрафов не приведут, если ФАС все же не пролоббирует свою давнюю идею об отдельном реестре для участников картелей и, соответственно, ограничение их участия в закупках. В настоящее время таких ограничений нет, и только что осужденные за картельный сговор поставщики спокойно заключают новые контракты с теми же заказчиками.
Формально уголовная ответственность за картели существует в стране с 1996 года, но реально она применялась за 20 лет всего пару раз. В последнее время в этом отношении лед тронулся, но резко выросло и количество картелей: только по состоянию на конец октября расследовалось 23 таких дела.
«Примечания» только в октябре рассказывали о трех громких случаях картельного сговора в Петербурге: «медицинский картель» из пяти компаний, которые смошенничали с 46 аукционами на 60 млн руб; «праздничный картель», организовывавший мероприятия на 110 млн; и самый громкий и дорогостоящий «снежный картель» на 24 млрд рублей, последствия действий которого каждый петербуржец мог ощутить на себе минувшей зимой и, вероятно, ощутит грядущей (так как участники картеля уже подписаны на уборку улиц).