Идея питерского водоканала «улучшить» технологию сжигания мусора на своих заводах встретила недоумение городских парламентариев. В Законодательное собрание для обсуждения данного вопроса пригласили представителей самого ГУПа, Комитета по энергетике и общественников.
Проект готов, госэкспертиза пройдена — отрапортовали «водоканальцы». Новая технология обойдется в 5 миллиардов рублей, средства на это уже заложены в городской программе.
Согласно ей, на двух площадках устаревшее оборудование заменят на более современное с угольными фильтрами. Водоканал уверяет, что модернизация позволит сделать так, чтобы выбросы вредных веществ в атмосферу были без превышения допустимых показателей.
Благостные рассуждения не устроили инициатора запросов и проверок депутата Надежду Тихонову.
— Мы сегодня попытались разобраться, после вашей публикации в том числе, что это за модернизация, если мусоросжигание они считают современным и хорошим, — заявила корреспонденту «Примечаний» Надежда Тихонова, — Их ответы нас совсем не успокоили. Когда вся Европа отказывается от мусоросжигания, вся эта модернизация в Петербурге не очень нам понятна.
В ходе дискуссии также выяснилось, что 3 водоочистных объекта в Петербурге и вовсе попали в список 300 Минприроды. (Это «черный список» предприятий, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду). В ситуацию вмешался Росприроднадзор по северно-западу и открыл внеплановую проверку всего хозяйства Водоканала Петербурга.
Природоохранное ведомство через суд добилось решения о хотя бы временном закрытии одного из полигонов. У ООО «Авто-Беркут» просто не оказалось даже положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта. Недовольство специалистов вызвал и метод сталкивания и надвига отходов, используемый там.
— Если деятельность полигона не будет приостановлена в добровольном порядке, Росприроднадзор направит исполнительный документ в службу судебных приставов для инициирования принудительного исполнения, — пояснили в ведомстве.
В стенах ЗакСа обострилось и препирательство между жителями и полигоном «Новоселки» на севере города.
Кто же источает этот неприятный запах — иловые осадки или помойка, — пыталась выяснить общественность. В Приморском районе содержание фенола во время проб превысило в 42 раза норму, а этилбензола в 6,2 раза. Как пояснили представители Комитета по природопользованию, по данным расчетного мониторинга расположено 262 источника загрязнения атмосферного воздуха принадлежащих 6 промышленным предприятиям, валовый выброс которых составляет 6373 тонны в год. Из них 5731,37 тонн приходится на полигон «Новоселки».
Но главный вопрос все же был о самом способе сжигания иловых осадков сточных вод.
— Ребята, вы 20 лет сжигаете и сейчас хотите вбухать 5 миллиардов на модернизацию того же способа сжигания. Модернизацией был бы хотя бы поэтапный отказ от него, — прозвучало в ЗакСе.
Общественники из организации «Раздельный сбор» выступили на аэробное компостирование ТВО, с предварительной очисткой воды от тяжелых металлов.
Высказана была также идея собрать коммерческие предложения от предприятий, выпускающих новейшие технологии и способных дать реальную модернизацию, и провести независимую экспертизу проекта Водоканала.
(Справка: Компостирование проводят с использованием кислорода, то есть в аэробных условиях. В отличие от анаэробного—аэробное компостирование протекает быстрее, при более высоких температурах и без запаха. Оно отличается от естественного гниения или разложения отходов. Компостирование осуществляют, в основном, с использованием мезофильных и термофильных бактерий).
Однако в Водоканале остались непреклонны: «мы рассматривали все варианты, собирали специалистов. Самое подходящее для Петербурга — это сжигание».
Еще один вопрос, который был задан представителям организации был о том, за чей счет будет проводиться такая модернизация.
— На наш взгляд выбран самый дорогой способ. Смотрите, Водоканал — это госпредприятие, а заводы — акционерные общества. Наверное, кто-то заинтересован. Комитет по энергетике, которому подчиняется Водоканал, нам сказал, что оплатят жители через тариф, плюс субсидирование из городской казны, — рассказывает депутат Надежда Тихонова.
Она не отрицает, что сжигание — быстрый способ и во много раз уменьшает этот осадок. Вопросы парламентария в том, что в этой золе, в этих хвостах. Может модернизация нужна, чтобы эту золу тоже во вторичный оборот пускать? Еще и заработать на утилизации?
Об этом в Водоканале готовы дискутировать. Но сетуют, что все зависит от качества самих сточных вод. Они сильно загрязнены. Плохого качества.
Дискуссию решено выносить на городской уровень — данный вопрос обсудят на заседании комиссии по экологии ЗакСа.