Авиационное госпредприятие Крыма попало в зону турбулентности

В процветавшем ранее ГУПе — кризис, который возник, как считают работники, из-за руководства
Стас Карпухин
14.07.2020
Фото: ИА «Крыминформ»/c-inform.info

Трудовой коллектив ГУП Республики Крым «Универсал–Авиа» (аэропорт «Заводское» в Симферополе) обеспокоен ситуацией, сложившейся сегодня на предприятии. Около ста сотрудников обращаются в СМИ и контролирующие органы с просьбой разобраться в происходящем.

Сейчас фактическая численность работников составляет 136 человек. Летный и инженерно-технический состав, а также основной состав наземных служб представлены высококлассными специалистами со стажем работы в гражданской авиации в среднем от 20 до 30 лет.

Ранее вертолеты, пилотируемые крымчанами из «Заводского», работали по всему миру. Но с 2014 года объем работы существенно сократился из-за введения в отношении «Универсал-Авиа» международных санкций. Поэтому в 2015 году госпредприятие оказалось в крайнем тяжелом материальном положении. На собрании трудового коллектива было принято решение: по личным заявлениям работников (как временная мера) перейти на четырехдневную рабочую неделю, чтобы сократить расходы по зарплате. Хотя предприятие продолжало работать по пятидневке. Летом 2019 года многие работники написали заявление о переводе их на пятидневную рабочую неделю, но им в этом отказали. Да и вновь принимаемые авиатехники писали заявления о приеме по графику работы предприятия, но их тоже брали на четырехдневку.

Сотрудники считают, что проблема в том, что год назад директором «Универсал-Авиа» был назначен человек, по их мнению, далекий от авиации. Несмотря на сложное финансовое положение, по их словам, приобретает для личного пользования дорогостоящую технику, проводит переоборудование помещений под жилье, использует автомобиль в личных целях круглосуточно. А на все имеющие вакантные должности трудоустроил своих знакомых, не имеющих должной квалификации. И должностные инструкции переписываются под вновь принятых на должность советника и первого зама. И, несмотря на убытки и даже признание работы предприятия неудовлетворительной, директор ГУП получает надбавку за интенсивность в размере 50% от и без того не маленького оклада (в 11 раз больше минимального оклада на предприятии).

Первым делом вертолеты

В феврале этого года состоялось собрание трудового коллектива: было поднято много острых вопросов к руководителю предприятия и его «советникам». Как сообщила замглавного бухгалтера, у предприятия числится неуплата налогов и сборов на сумму более 12 миллионов рублей, из-за чего могут арестовать счета. А еще имеется просроченная задолженность перед поставщиками и подрядчиками — более пяти миллионов. Кроме того, так «вовремя» принято решение уволить главного бухгалтера.

Ни на один из поставленных вопросов внятного и честного ответа у руководства не нашлось. Как не нашлось почему-то и времени, чтобы подписать штатное расписание с проиндексированными окладами и расценки оплаты летному и техсоставу. Почему? Так это увеличит расходы по фонду оплаты труда, считают в руководстве «Универсал-Авиа». Хотя в этом случае явно нарушена статья 134 Трудового кодекса РФ и решение Конституционного суда от 28 ноября 2019 года №3163-0.

Один из пилотов на собрании высказал руководству претензии от всего коллектива: почему нет работы для летного состава, а вертолеты сдаются в работу без пилотов? Оклады и расценки за налет также значительно ниже, чем по авиационной отрасли РФ. 

В итоге на собрании трудового коллектива было решено оценить работу неудовлетворительной и даже выразить недоверие директору. А обращение коллектива было отправлено в Южную транспортную прокуратуру и в инспекцию по труду Республики Крым.

Погрозили пальцем

Инспекция по труду РК ответила, что по согласованию с прокуратурой РК была назначена документарная проверка соблюдения трудового законодательства ГУП «Универсал-Авиа». Однако в течение целого месяца руководство госпредприятия запрашиваемые документы так и не представило. Так что инспекция сообщила коллективу, что «проверить информацию, изложенную в обращении, не представляется возможным». А руководство ГУП РК «Универсал-Авиа» «вызвано на составление протокола об административном правонарушении по част 2 стать 19.4.1 КоАП РФ». Еще в инспекции сослались на то, что правительство РФ установило ограничение на проведение проверок работодателей. Коллектив в письме попросили «с пониманием отнестись к сложившейся ситуации». Потерпеть? Нет, почему же! Ведомство проинформировало их о «праве на судебную защиту путем подачи иска в суд» и уточнило, как это сделать.

В ответе же Южной транспортной прокуратуры указано, что «по результатам проведенной проверки нашли свое подтверждение доводы обращения о нарушениях закона, связанных с непроведением индексации заработной платы, заключением соглашения с профсоюзной организацией по вопросам оплаты труда с нарушением требований законодательства...». В общем, претензии, высказанные коллективом, прокуратурой были подтверждены. И (о, боги!), оказывается, «информация о выявленных нарушениях направлена в... инспекцию по труду Республики Крым для принятия мер...». А вся ситуация «находится на контроле прокуратуры». Директор же «Универсал-Авиа» несколько раз привлечен к админответственности, его странные «советники» на момент проверки уже уволены. А вот вся оперативно-хозяйственная деятельность уже в компетенции других контролирующих органов.

Однако сотрудники предприятия утверждают, что на «Универсал-Авиа» мало что изменилось, несмотря на вмешательство прокуратуры. Хотя директор, который все время ездит на служебном автомобиле в Севастополь и обратно (по месту жительства), теперь стал платить за это удовольствие.

Коллектив считает, что действия руководства преднамеренно направлены на ликвидацию самого предприятия – ходят слухи, что территория аэропорта «Заводское» приглянулась застройщику (ранее говорили как о Кабанове, так и о Константинове — прим.). А трудовой коллектив — как летный состав, так и технический — никому не нужен.

По мнению адвоката Алексея Зайцева, защита интересов коллектива в суде теоретически возможна путем подачи иска, а вот действия директора по факту использования автомобиля предприятия и ГСМ в личных целях могут квалифицироваться по статье 160 УК РФ как растрата с использованием служебного положения.

А в остальном — все хорошо?

Директор ГУП Республики Крым «Универсал-Авиа» Борис Перекрестов сообщил, что вся индексация зарплаты за 2019 год выплачена (сроки-то выплаты индексации законодательно не установлены), штатное расписание уже принято, отправлено в минтранспорта Республики Крым на согласование — «там была просто ошибка, мы ее устранили».

«Что касается летного состава, сейчас они уехали в командировку в Усинск. Сегодня у нас с заказами очень тяжело, тем более, мы находимся под санкциями. Прямые контракты заключить с такими компаниями как «Газпром» или «Роснефть» мы не можем, только через их дочерние структуры. Но мы стараемся, — рассказал Перекрестов о трудах своих праведных. — В прошлом году отремонтировали вертолет – нам помогло правительство. Сейчас работаем над тем, чтобы этот вертолет тоже ушел в работу. У нас госконтракт по поиску и спасению в Южном регионе, вертолет дежурит круглосуточно в аэропорту «Центральном». Подобный контракт у нас был с Челябинском. А в Крыму особой работы для нас нет».

«Оклады и расценки ниже, чем по всей отрасли РФ? Я не вижу в этом проблемы. Есть экономист по труду, который все это считает. Может быть, другие компании лучше себя чувствуют, что-то доплачивают, но это уже дело самих компаний. Мы — государственная, поэтому платим по установленным расценкам», — добавил Перекрестов.

Кроме того, согласно информации, полученной минтранспорта РК из ГУП «Универсал-авиа», предприятие задолженности по зарплате перед работниками не имеет, индексация заработной платы за 2019 год проведена и выплачена. В мае 2020 года предприятием заключен договор на выполнение авиационных работ и оказания услуг по перевозке, а расценки за налет летному составу на предприятии установлены согласно отраслевому тарифному соглашению Федерального агентства воздушного транспорта, рассказали в министерстве.

Но чем же на предприятии занимались предыдущие месяцы, если задолженности выплачены только-только, а договоры заключены на днях?