На последнем заседании по делу о гибели двух мужчин от удара током в ялтинском ночном клубе в конце августа 2014 года позиция обвинителя оказалась под сомнением. Оправдания для дизайнера Михаила Орлова и числившегося директором администратора Александра Федорова, которых пытаются сделать единственными виновными требует не только защита. Отличается от мнения прокуратуры и позиция потерпевших.
Позицией обвинения удивлены все стороны процесса
«На скамье подсудимых сегодня находятся «стрелочники», надо привлекать к ответственности всех, кто имеет отношение к произошедшему. Вина подсудимых является косвенной», - сказала на суде потерпевшая, мать одного из погибших парней Ольга Новикова.
Женщина очень тяжело переживает утрату. Говорит, что на старости лет осталась одна, потратив все силы на то, чтобы вырастить сына. Новикова рассчитывает на получение компенсации, и дает понять, от кого.
«Я считаю, что в данном случае на скамье подсудимых находятся не те лица. Совсем не те, кто должен быть привлечен к уголовной ответственности за гибель наших детей, — говорит Новикова.
— Мое частное мнение: надо привлечь к ответственности администрацию гостиницы «Ялта-Интурист», которая на своей территории не обеспечила соблюдение на своей территории норм техники безопасности. Также нужно привлечь скорую помощь, бригаду которой пришлось долго ждать (более 40 минут). Какие пробки на дороге могут быть в 4 утра? Также хочу спросить, почему врачи в оставшиеся драгоценные секунды вместо того, чтобы уколоть адреналин стали делать искусственное дыхание? Считаю, что если мы говорим о компенсации морального вреда, то сделать это должны именно они[врачи]. Ведь если бы не их халатность, ребята были бы сегодня живы».
Выступившая после Новиковой адвокат Михаила Орлова Анна Яшина призывает суд оправдать своего подзащитного.
«Михаила Орлова обвиняют в оказании некачественных услуг. Однако выводы обвинения противоречат материалам дела. Не выяснено, какие именно услуги оказывал Орлов, - говорит Яшина. - Он не оказывал никаких услуг, его вообще не было в момент трагедии в баре. Более того – с начала августа инвестор запретил Орлову появляться в баре».
Документами не подкреплено
Отсутствие документальных подтверждений вины Орлова в разговоре с «Примечаниями» летом 2017 года признавали и сами сотрудники Следкома. Однако, при повторном рассмотрении дела в суде следователи почему-то привели все те же аргументы, что и в первый раз. А прокуратура снова приняла их во внимание, не учтя показаний около 20 свидетелей, заявивших, что клубом «Барфлай» Михаил Орлов не руководил.
Защита в очередной раз напомнила суду, что реальными управляющими ночного клуба были другие лица.
«Инвесторы Жарницкий, Чухарев, Васильев – реальные получатели прибыли от работы «Барфлай». Жарницкий даже сам выдавал зарплату сотрудникам «Барфлай». Федорова вовлекли в деятельность, пользуясь его юридической неграмотностью, реальными управляющими клуба в августе были Екатерина Ревякина и Лидия Мартьянова, которым давали указания Васильев и Жарницкий», - говорит адвокат Александра Федорова Татьяна Тарабрина.
Также, по мнению адвоката Тарабриной, ответственность должны нести ПАО «ГК Ялта-Интурист», на территории которой произошла трагедия. Тем более, что гостиница сдала в аренду ООО «Фреш» Жарницкого часть берегоукрепительных сооружений со своими коммуникациями (в том числе электросетями).
На этом фоне особенно ярко выглядит тезис прокуратуры о том, что обвиняемые Орлов и Федоров «оказали некачественные услуги, повлекшие смерть, по предварительному сговору, с целью получения прибыли». По логике обвинения, Орлов и Федоров сговорились заработать на гибели двух людей от удара током.
«Складывается впечатление, что виновные уже назначены кем-то сверху, и скорее всего, не без участия богатого и влиятельного человека Михаила Жарницкого, которого выгораживают всеми возможными способами, - говорит Михаил Орлов.
– Также непонятно, есть ли российское юридическое образование у сотрудницы прокуратуры Натальи Ватрас. Почему-то она не знает, что предписания Верховного суда требуется выполнять».
Защита напоминает, что в начале августа инвестор проекта Михаил Жарницкий представил Екатерину Ревякину и Лидию Мартьянову в качестве нового руководства клуба. Почему-то этот момент обвинение не учло.
Также практически не изучен следствием вопрос работы охраны клуба. Ведь один из погибших попал на сцену, где посторонним находиться запрещено. Если бы охрана качественно исполняла свои обязанности, то не пустила бы постороннего сцену - предотвратила трагедию. Об уровне следствия говорит то, что старший охранник, некий Константин, до сих пор не установлен.
Кастовое правосудие
К сожалению, законы России в Крыму де-факто не действуют. Вот уже четвертый год на полуострове идет передел собственности по праву сильного. Споры решаются близостью к власти, дружбой с «героями крымской весны», а не нормами кодексов. Среди знатных и богатых вопросы решаются по понятиям, в спорах чиновников и силовиков с рядовыми гражданами законы работают в пользу сильнейших.
Примеров хватает. Так, в 2016 году мирно ехавшую на велосипеде 18-летнюю жительницу Нижнегорского Диану Басирову на большой скорости сбила машина пьяной сотрудницы полиции Виктории Марченко. Хода делу не дают уже два года.
Отец погибшей говорит, что виновница трагедии специально забеременела, чтобы уйти ответственности. Мало того, недавно Марченко официально потребовала восстановить ее на службе в МВД. И, чем черт не шутит, ее возможно восстановят. Ведь не понес же никакой ответственности за избиение женщины-депутата нижнегорский районный голова Петров, чей родственник занимает кресло депутата Госдумы от Крыма.
Что-то подобное, видимо, происходит и с делом о гибели людей в клубе «Барфлай». На тормозах дело не спустишь: один из погибших был коммерческим директором строительной компании «Монолит», близкой к семье главы Совмина Крыма Сергея Аксенова. Крупные фигуры этой истории – бизнесмен Михаил Жарницкий и владеющий ГК «Ялта Интурист» холдинг «Маринс Групп» - не по зубам. С ялтинской скорой помощи взять нечего. Что остается?
Тем не менее, отсутствие доказательств вины Михаила Орлова и видимые невооруженным глазом ошибки обвинения дают надежду на справедливое решение суда. Вынесение приговора назначено на 14 февраля.