О попытке размещения в группе «Подслушано в Севастополе» сайта «Вконтакте» платной рекламы врио губернатора Михаила Развожаева рассказал администратор этой группы Дмитрий Туголуков. Он удивился поступившему предложению разместить за деньги сообщение о поздравлении Развожаевым женщин с 8 Марта — «с таким от действующей власти в Севастополе сталкиваюсь впервые», хотя группа «уже пережила четырех градоначальников».
«Если на подобное выделяются деньги из бюджета, это очень грустно. Но утверждать о происхождении средств, конечно же, не могу. Может, такими методами работают конкуренты, — уточнил Туголуков. — Разных предложений от неизвестных политических личностей и партий за все время было очень много. В группе <...> никогда не публиковалось и не будет все, что как-то связано с политикой, агитацией и политпартиями».
Рекламу Развожаева, подобную предложенной группе «Подслушано в Севастополе» (больше 92 000 подписчиков), Туголуков увидел в других севастопольских интернет-сообществах, хотя, отметил Туголуков, хотя популярности врио губернатора «хватает и без того»: «новости с упоминанием о нем публикуются в СМИ и группах каждый день бесплатно». Платный пиар — продажные публикации — сильно отличатся от них, добавил Туголуков.
«В дело так же пускают и биржу «Вк», используя для этого левые сообщества. Машина тупого пиара запущена», — констатировал Дмитрий Туголуков.
Анастасия Солопеко — директор департамента общественных коммуникаций, управленец из окружения Развожаева, которая отвечает в том числе за информационное сопровождение работы правительства и врио губернатора города — сообщила «Примечаниям», что ни ее департамент, ни подведомственные ему учреждения не занимаются платной рекламой врио губернатора в сообществах соцсетей.
«Могу с уверенностью заявить, что бюджетные средства на это не расходуются. У Развожаева есть два аккаунта в социальных сетях, которые отлично справляются с задачей информирования о деятельности врио и его коммуникации с людьми», — заверила Солопеко.
Сейчас стартует избирательная компания в губернаторы Севастополя, об участии в которой Михаил Развожаев говорил ранее, сказал «Примечаниям» Сергей Михайлюк. Он напомнил, что во время выборов всегда есть официальный и «черный» штабы, официальный и «черный» избирательный фонды. Возможно, чтобы не связываться с бюджетными деньгами (их нужно официально проводить через госзакупки, а использование могут поставить в вину) и не впутываться в финансовые скандалы, штаб Развожаева использует «черный» фонд для оплаты рекламы, предположил Михайлюк. Он с начала марта столкнулся с очень большим количеством такой рекламы (сделанной и распространяемой, кстати, качественно).
«Бросьте в меня камень, если это делает какой-то альтруист на голом энтузиазме, — добавил политтехнолог. — Я думаю, всем занимается единый центр, куда вся информация стекается, где принимаются решения — и работать за «спасибо» или средний чек, которым оплачивается политическая работа толковых и грамотных, но неизвестных политтехнологов, там не будут точно».
Михайлюк также предположил, что наполнять «черный» фонд могут и финансово-строительные группы Севастополя, которые хотят впоследствии получить выгоды от правительства города, и политические приверженцы Развожаева, и оппоненты врио губернатора, в том числе политические, которые пытаются трансформироваться в союзников и действуют по принципу «услуга за услугу».
«Обратите внимание на ряд Telegram-каналов, которые жестко критиковали Развожаева, бах! — отскок, перекрыли краник. Большие игроки договариваются между собой. Переговорщики не говорят, что владеют Telegram-каналами, они говорят о своих возможностях, влиянии на определенные Telegram-каналы, и заявляют о готовности прекратить <критику>, «перекрыть кислород» — и вторая сторона, с которой договариваются, это увидит. Происходит блокировка двух-трех жестких критиков — в ответ прекращается публичная критика определенных товарищей, стороны жмут руки. Как только с одной стороны перестают соблюдать договоренности, заново запускается <Например, критика>», — пояснил Сергей Михайлюк.
Он не исключил, что размещением платной рекламы Развожаева могут заниматься его оппоненты, которые должны очень грамотно действовать и создать себе легенду. В таком случае они соберут материал, а потом вынесут это в публичное поле, выставив Развожаева в черном свете. Но пока говорить об этом повода нет.
Развожаев ранее говорил, что соцсети для него — важный канал связи и общения. Он в августе 2019 года устно попросил подчиненных следить за его страницами в социальных сетях и за тем, что пишут там люди — «это станет для подразделений <правительства Севастополя> важным элементом оценки их эффективности», сообщало издание «Севастополь.ру». В ноябре 2019-го Развожаев потребовал от подчиненных ежедневно читать соцсети, где горожане оставляют ему свои жалобы. В феврале этого года Развожаев официально регламентировал работу чиновников в соцсетях, писало издание ForPost.
Прямое общение современным языком в соцсетях — требование Кремля, и Развожаев активно формирует нужный образ «парня с нашего двора», который живет проблемой народа — не обязательно он ее решает, но сопереживает, сочувствует — об этом он непременно сообщает в соцсетях, ранее говорил политтехнолог Сергей Михайлюк.
«В сегодняшнем запросе на новую искренность он соответствует одной из тактик и успешно пользуется этим каналом коммуникации, — сказал Михайлюк, слова которого приводило агентство «ФедералПресс». — Но каналов много: это и работа «в поле», и горизонтальные связи с общественными организациями, и выстраивание элитных договоренностей. Пока что мы видим только успешную работу в лайкозависимости».