Какой бизнес набрал обороты во время карантина в Крыму и Севастополе

Предприятия выиграли от повышенного спроса жителей полуострова на ткань, маски и доставку продуктов
Анна Дудко
31.03.2020
Фото: «Примечания»

В порыве борьбы с коронавирусом в России закрыли кинотеатры, кафе, рестораны и другие заведения, предполагающие массовое нахождение людей. Из-за этого шага властей малый и средний бизнес терпит значительные убытки. Путин пообещал россиянам поддержать микро-предприятия, средний и малый бизнес. В Республике Крым и Севастополе есть ряд предпринимателей, которые сориентировались в сложной ситуации и остались на плаву, но даже они с трудом справляются с наплывом клиентов.

Огромным спросом сейчас пользуются ткани для пошива защитных масок. Покупают их все — от школьников до стариков. Кто-то шьет маски на продажу, кто-то — для себя, рассказала сотрудник магазина тканей «Бархат» (Евпатория) Наталья Калмыкова.

«Даже сейчас, в карантин, мы вынуждены выходить на работу, потому что нам постоянно звонят, пишут, пытаются приобрести ткань <…>. Выручка выросла в несколько раз: если при обычных раскладах выходит пять-шесть тысяч <рублей> в день, то сейчас касса выросла минимум в три раза, когда люди вышли на карантин и начали просто грести ткань без разбора», — отметила Наталья.

По ее словам, сейчас покупают все, что хоть «как-то сшивается в маску», — хлопок, синтетику, резинки для лифчиков и трусов. Медицинские неопрен и марля закончились еще перед карантином и достать их сейчас невозможно (даже на оптовых базах), добавила Наталья.

Севастопольский дизайнер и создатель бренда одежды A.R.T. spirit Екатерина Якушева по многочисленным просьбам покупателей начала шить и продавать многоразовые тканевые маски. По ее словам, они необходимы сотрудникам предприятий жизнеобеспечения, которых обязали работать в медицинских масках. Но в аптеках масок нет, а там, где они есть, стоят дорого и хватает такой одноразовой маски всего на два часа.

«Все наши клиенты очень довольны и хотят еще, <…>у нас есть частные заказы, но, к сожалению, мы вынуждены делать их чуть дольше, <…> в первую очередь делаем тем, кто сейчас оказался, как говорят, «на передовой» — водителям, экспедиторам, курьерам, заправщикам. Им это жизненно необходимо», — рассказала Екатерина.

Часть масок бренд отдает в качестве благотворительности в фонд «Севастопольские мамы». Многие клиенты, получив свои изделия, тоже оставляют для фонда «кто две, кто три, кто 30 штук масок», добавила Екатерина Якушева.

Значительно увеличился среди севастопольцев спрос на доставку продуктов, что подтвердили «Примечаниям» в курьерской службе «Караван» (Севастополь). Из-за большой загруженности заказы, поступившие 30 марта, привезут лишь 3 апреля, то есть через четыре дня после звонка покупателя, сказано на сайте службы.

«Мы справляемся, но хотелось бы конечно <работать> лучше», — отметили в службе доставки продуктов.

Этот бизнес — скорее, исключение из правила. В этом году, объявленном Годом предпринимательства, отечественное предпринимательство может погибнуть — рука коронакризиса коснулась каждого сектора экономики, впрочем, проблема не только к опасной инфекции, считает политик, глава севастопольского отделения общественной организации «Деловая Россия» Олег Николаев.

По его мнению, предложенные правительством РФ меры поддержки бизнеса могут лишь отсрочить кризис.

«Необходимо освободить предпринимателей от части налогов, снизить ставки по кредитам, поддержать коммерческие банки под отсрочки по кредитам малых и средних предприятий — сделать всю Россию особой экономической зоной. И важна оперативная обратная связь — чтобы обратить падение в рост», — отметил Николаев.

В противном случае «есть риск получить итог в виде разорившихся тысяч предприятий и оставшихся без работы миллионов людей», предупредил Олег Николаев.