Наученные генпланом: власти Севастополя вышли в поля

Замечания по «горячим точкам» проекта новой транспортной схемы в правительстве обещают учесть еще до публичных слушаний. Но не все — земли военных пока трогать не будут. Чиновники лично объезжают садовые товарищества, говорят с людьми и ищут альтернативу. Похоже, уговорить собственников не поднимать шум все же удалось, хотя никаких документальных подтверждений обещаниям чиновников пока нет.
Надежда Исаева
05.12.2017

В субботу пресс-служба правительства сообщила: представители департамента архитектуры обсудили проект модернизации улично-дорожной сети с председателями садовых товариществ. Зам главы департамента Егор Суслин заверил, что власти рассматривают абсолютно все обращения граждан и учитывают их мнение. Он утверждает, что эта работа еще не завершена и будет продолжена до 14 декабря. Все пожелания жителей города будут внесены в итоговый документ, который вынесут на публичные слушания

По словам Суслина, уже три недели чиновники и разработчики проекта ездят по садовым товариществам, встречаются с людьми и ищут альтернативу изъятию участков.

Релиз пресс-службы, разосланый по СМИ, был интересен еще и тем, что впервые содержал высказывания второй стороны конфликта — председателей садовых товариществ. Правда, они были подозрительно соглашательскими и выхолощенными: все спикеры говорили, что благодарны властям за возможность вступить с ними в диалог. «Это — наглядный пример того, как должны работать органы исполнительной власти: в открытом диалоге с общественностью решать все вопросы», — приводят чиновники слова председателя региональной общественной организации садоводов города Людмилы Хрусталевой.

Проект новой транспортной схемы Севастополя еще до публичных слушаний вызвал общественный резонанс сравнимый со скандалом вокруг генплана. Те, чьи земли и дома могут оказаться изъяты под строительство новых дорог, жаловались на отсутствие диалога с властями. Кто, когда и за какие компенсации будет забирать земли и возможно ли этого избежать — вот главные вопросы, обсуждаемые в садовых товариществах Севастополя в последние недели.

С середины ноября началось обсуждение транспортной схемы в муниципалитетах. Первым восстал Балаклавский район. Жители 7-го км из СТ «Родник» и «Надежда» возмутились — строительство четырех дорог заденет порядка 200 частных участков с домами. Они вступили в перепалку с зам департамента архитектуры Егором Суслиным прямо здании Балаклавского муниципалитета. Не услышав конкретики, обвиненные местными властями в намеренном нагнетании ситуации жители двух СТ устроили митинг на улицах товарищества, где объявили сбор подписей под обращением к президенту Владимиру Путину. 

Также неспокойно прошли публичные слушания по проекту реконструкции Казачинского шоссе, где новая дорога должна соединить Казачью с Фиолентом, проходя по частным и садовым участкам с жилыми домами. Жители предлагали пустить ее по кромке военного полигона, и власти пообещали рассмотреть предложение, хотя «Примечаниям» сообщили — с военными договариваться не будут.

Аналогичная история с неприкосновенной территорией военных случилась с жителями кооператива «Ручеек» в Карантинной балке, которому ДИЗО отказывается продлевать аренду по неизвестным причинам. Мало того, что владельцы не могут оформить участки в собственность по решению первой сессии, теперь их обещают изъять под Гераклейскую рокаду. Этот участок можно было бы провести по территории старого военного аэродрома, но обсуждать это с военными власти не хотят

Следом возмутились владельцы домов на улице Жасминная в районе Камышевой бухты, которые практически всей улицей должны пойти под снос.

Как сообщила «Примечаниям» председатель «Городской ассоциации садоводов» Людмила Хрусталева, которую и цитировала пресс-служба правительства в своем релизе, в прошлый четверг власти собирали председателей садовых товариществ по Гагаринскому району. Обсуждался один из самых острых моментов – дорога-дублер, соединяющая Казачинское и Фиолентовское шоссе. По проекту она должна была пройти через участки нескольких СТ. На публичных слушаниях жители предлагали два варианта обхода частных владений: пустить дорогу вдоль линии электропередач, около которой есть немного свободной земли, или по краю военного полигона.

По словам Хрусталевой, сотрудники департамента архитектуры, выехав на место, пришли к выводу, что дублер можно пустить под ЛЭП, где нет прав собственности. Тогда она захватит лишь несколько огородов, на которых нет капитальных строений.

В Гагаринском районе осталось еще несколько «спорных» вопросов: схема задевает несколько участков в СТ «Строитель», СТ «Слава Севастополя» и один участок в СТ «Южный» неподалеку от Камышовской объездной.

Выезды чиновников проходят ежедневно, кроме выходных в любую погоду. Районы разбивают на квадраты, которые отрабатывают по очереди. «Например, сегодня выезжаем на Куликово поле, потом едем на Дергачи, если успеем до темноты», — приводит пример Хрусталева.

«Председатель и члены товариществ выходят и делают предложения, — говорит Хрусталева. — Например, в СТ «Родник» собралось сто человек, в СТ «Надежда» 40-50 человек. Там такое болото, машины застревали, но мы все равно ехали и смотрели. Подобных объездов осталось на три — четыре дня. Мы уже объехали Гагаринский и Балаклавский район, сегодня будем в Ленинском. Остался Инкерман и Нахимовский район».

Создается впечатление, что этот план просто начертили линейкой, говорит Хрусталева. Когда чиновники стали ездить по проблемным участкам, выяснилось, что есть альтернатива.

«Оказалось, что схему надо просто изменить, — объясняет председатель "ассоциации садоводов". — На 50-60 метров вправо или влево возьмите — и есть территория для строительства дороги: кладите и вы никого не затрагиваете. Не создаете скандальный прецедент».

 Мнение Хрусталевой разделяет глава еще одного садоводческого объединения «Школа садоводов Сады Гераклеи» Наталья Подтоптанная. На вопрос «Примечаний», действительно ли власти совершают объезды и готовы учесть пожелания граждан в проекте транспортной схемы,  она ответила положительно.

«Да, конечно, я знаю, что есть комиссия, — уверяет Подтоптанная. — Я сама лично составляю графики встреч властей с садоводами. Выезжает Людмила Хрусталева, Артем Гайдук [представляется помощником депутата Госдумы Дмитрия Белика, формально такого статуса не имеет - ред.] совместно с департаментом архитектуры - его представляет Егор Суслин. Они втроем в основном делают объезд всех садовых товариществ. Абсолютно точно такая работа ведется, даже не сомневайтесь».

Глава департамента архитектуры Александр Моложавенко пояснил «Примечаниям», что 11-12 декабря в Севастополь приедут разработчики транспортной схемы, и все замечания будут внесены в проект. «Насколько я знаю, разработчики уже частично это сделали. Это касается «Родника», Молочной и Карантинной балкок, где есть проблемные места», — перечислил глава департамента.

В целом только 5% дорог, внесенных в схему, затрагивают имущественные интересы горожан, уверяет главный архитектор. Он предлагает собственникам самостоятельно начертить компромиссные варианты их прохождения. «Я говорил на встрече с гражданами, что вы возьмите, отсканируйте, либо сфотографируйте [проблемные участки схемы, задевающие имущественные интересы] и нарисуйте свое предложение, оформите его, чтобы мы по ним уже могли принимать те или иные решения», — говорит чиновник.

Заместитель Моложавенко Егор Суслин сообщил «Примечаниям», что в текущий вариант проекта пожелания граждан вноситься до публичных слушаний не будут. «Но до граждан будет доведена откорректированная версия, — объясняет Суслин. — Параллельно с действующим проектом схемы будет опубликована новая [с уже внесенными коррективами граждан], но не по всем местам, так как по всем физически невозможно успеть переделать [до публичных слушаний]».

Суслин заверил, что по дорогам, идущим через СТ «Надежда» и СТ «Родник», уже найдено альтернативное решение. «Очевидно, там будет новая трассировка и мы увидим ее до 14 декабря, — сказал он. — Трасса Казачья-Фиолент тоже претерпит изменения. Очевидно, что Гераклейская рокада 100% будет затрагивать дома граждан, но в какой части пока неизвестно, так как будет еще предложение департамента транспорта — точное количество будет известно после слушаний»

Он добавил, что сейчас у транспортников есть предложение по части Гераклейской рокады, проходящей через кооператив «Ручеек». Ее могут провести по территории военных, как гласит генплан 2005 года. Но официально обсуждать это предложение с Минобороны будут в рамках работы комиссии  - тоже после публичных слушаний.

Но даже, несмотря на такое внимательное отношение властей, люди относятся к обещаниям с чиновников с недоверием.  Например, член инициативной группы из  СТ «Рыбак-7» — товарищества, в котором должны были изымать участки под реконструкцию  Казачинского шоссе — Ольга Прохитайло говорит, что пока чиновники обещают не трогать частную землю и строения, но  в их обещания она поверит только после того, как увидит итоговый официальный документ, который это подтверждает.

Председатель СТ «Родник» Лариса Крысина сообщила «Примечаниям», что садоводы действительно встречались и с Суслиным, и с проектировщиками, но то, что жилые дома ради новых дорог сносить не будут, официально власти пока не подтвердили и обещают все изменить только на словах.  

«После нашего собрания приезжал Суслин и заверил нас, что они очень легко уберут с наших земель четыре проектируемые дороги, после чего объездная дорога пойдет по виноградникам, но официального подтверждения нет, — говорит Крысина. — Мы встречались с проектировщиками [транспортной схемы], и они внесли изменения. Я видела уже новые графические материалы. Но что будет на слушаниях… Проектировщики сказали, что они привезут туда уже исправленные графические материалы. Посмотрим».

Интересно, что  эти  пустые поля, где остался заброшенный виноградник, скорее всего тоже частные земли. Раньше они принадлежали совхозу «Севастопольский», которым в свою очередь при Украине владела жена экс-мэра Севастополя Леонида Жунько. Потом, их продали какой-то питерской фирме, говорят местные жители.  

Председатель «Родника» добавила, что она, как и члены СТ, не верит в то, что правительство  действительно учтет все их просьбы, несмотря на то, что видела материалы с измененной схемой.

Причина проста, поясняет Лариса Крысина. Уже после публичных слушаний по генплану в конце августа власти в официальном письме, подписанном Суслиным, тоже обещали членам товарищества перенести те же самые дороги в обход домов. Но в транспортной схеме они появились вновь в том же виде, что и в первоначальной версии генплана. Именно поэтому люди до сих пор беспокоятся за судьбу своих домов и не верят обещаниям чиновников. «Как они нарисовали, что дороги пойдут в обход, так  и обратно могут перерисовать», — говорит председатель Родника.

Видимо, городские власти, набив шишки на скандальном генплане, всерьез решили поинтересоваться мнением горожан и капитально подготовиться к публичным слушаниям по транспортной схеме. Не исключено, что такому внимательному отношению севастопольцы обязаны грядущим выборам президента, перед которыми недопустима социальная напряженность в столь медийно «громком» регионе.