Напомним, новая транспортная сеть, спроектированная по заказу правительства Севастополя, разгрузит стоящий в пробках город, но затронет частные интересы владельцев более 2000 земельных участков в пяти районах города: Гагаринском, Ленинском, Нахимовском, Балаклаве и Инкермане. Власти планируют изъять эти участки частично либо полностью, выплатив собственникам компенсацию по рыночной цене недвижимости. Город задыхается в пробках, говорит главный архитектор города Александр Моложавенко, и с этим невозможно спорить. Поэтому многим придется выбирать между насиженными местами и скоростью передвижения. Его аргументацию разделяют многие. Даже те, чьи участки попадают под изъятие. Но при этом расплачиваться за дороги своей землей они не хотят даже за компенсацию.
На этой неделе стартовали публичные обсуждения этой болезненной темы по мунокругам. «Примечания» побывали на слушаняих по новой транспортной схеме в Гагаринском муниципалитете.
Как и ожидалось, слушания прошли напряженно, люди были взволнованы, напуганы и рассержены, но такого скандала, как на аналогичной встрече в Балаклаве, не было.
Возможно, потому, что эти слушания обошел вниманием лидер «земельных лишенцев» Ленур Усманов. Повлияло, видимо, и обещание, данное чиновниками в самом начале мероприятия, рассмотреть каждое заявление по каждому участку. Хотя рассмотреть — не значит учесть в окончательном варианте проекта.
В зале собралось не меньше стони человек. Был установлен проектор, экран, на котором чиновники департамента архитектуры и представители разработчика презентовали проект. Многие владельцы участков выходили к экрану и показывали владения, а так же предлагали, как можно провести дорогу-дублер, минуя их собственность. Чиновники пообещали внести большинство предложений в протокол.
В какой-то момент ослушания переросли в небольшую междоусбную войну. Одни просили развернуть дорогу так, что бы она прошла не по их территории, а по чужим дачам, другие резонно возражали. На все происходящее из зала тихо наблюдал глава департамента архитектуры Александр Моложавенко. Диалог с жителями вел его заместитель Егор Суслин.
Львиная доля земельных участков, попадающих под изъятие, пришлась на дорогу-дублер, которая идет по дачным участкам и выходит к Фиолентовскому шоссе.
«А почему бы не провести дорогу вдоль военного полигона?» - неоднократно предлагали владельцы земли. «Надо разговаривать с военными, чтобы часть полигона отдали», - кричали другие. «У людей и пенсионеров землю отбирать проще, чем у военных?», - негодовали третьи.
Звучали предложения пустить дорогу вдоль линии электропередач, около которой больше свободной земли. Этому снова воспротивились те, у кого там участки. Причем некоторые дома построены в охранной зоне ЛЭП без правоустанавливающих документов. Их владельцы небезосновательно считают, что трактор пойдет по ним первым, и никакой компенсации они не увидят. Коллективное обсуждение снова вернулось к идее отхватить под дорогу территорию военных.
Суслин заверил людей, что вариант с военным полигоном внесут в протокол и рассмотрят.
На схеме синим отмечены участки, красным запланированный дублер, зеленым — предложенные людьми дороги
Обсуждался и волнительный вопрос компенсаций. Многие не верят в их справедливость. Кроме того, многие не переоформили участки в российское правовое поле, а потому есть вероятность никакой компенсации не получить.
По информации главы организации «Школа Садоводов Сады Гераклеи» Натальи Подтоптанной, среди участков, которые затронет реконструкция Казачинского шоссе порядка 40% еще не переоформлено.
Причем не только по вине собственников, но и из-за медлительности департамента по имущественным и земельным отношениям. Чиновники пообещали, что ДИЗО ускорит работу.
«Копья ломать лично я считаю бесполезно, - заявила Подтоптанная. – Вижу только один способ. Чтобы люди получили достойную компенсацию и могли приобрести себе какое-то другое жилье».
Общественница считает, что идея с военным полигоном не реализуема, так как местные чиновники не договорятся с Минобороны.
«И Суслин там ничего не сделает, и Моложавенко, и наше правительство тоже, – заявила общественница. - Потому что если минобороны сказало, что это их земля, то это все.
Я очень сомневаюсь, что здесь на полигоне, военные просто так возьмут и отдадут часть участка. Если только президент вмешается. Они, к сожалению, не слышат аргументов: что это судьбы, что это человек последние деньги вложил, что единственное жилье. С ними разговаривать вообще бесполезно».
Уже после слушаний Александр Моложавенко напомнил «Примечаниям», что под частичное или полное изъятие в зоне реконструкции Казачинского шоссе и строительства дороги-дублера попадает порядка 75 частных участков. По его словам, проект на доработку вряд ли направят. Если учитывать пожеление каждого, документ надо слишком сильно перекраивать. Собственники, которых не устроит объем предложенной компенсации, смогут оспорить цифру в суде.
Вопрос корреспондента «Примечаний», можно ли учесть пожелание граждан и договориться с военными, чтобы пустить дорогу –дублер через полигон, Моложавенко воспринял с изрядной долей скепсиса.
«Дело даже не в том, любят или не любят военные расставаться с землей. Есть земельный кодекс, который говорит, что оснований для изъятия у министерства обороны не будет, - сообщил главный архитектор города.
- Это только при согласии министерства обороны. Сами понимаете, что у нас есть интересы городского сообщества или правительства, и есть интересы обороны и безопасности страны. Поэтому прямого изъятия [земли военных] у нас не может быть. При их согласии — да».
Ранее Моложавенко сообщал, что некоторые участки при всем желании обогнуть будет невозможно — у всех дорог есть определенный скоростной режим, и не везде можно делать повороты.