Telegram-каналы, расплодившиеся перед выборами главы Севастополя 13 сентября, и эксперты медиацентра «Мы вместе — Севастополь» нахваливают врио губернатора Развожаева (кандидат от партии «Единая Россия», отделением которой в городе он руководит). Накануне прошло очередное заседание экспертного клуба, — так его называют функционеры предвыборного штаба «Мы вместе — Севастополь», — лояльных Развожаеву пиарщиков, блогеров и представителей общественных организаций. Каким оно было, узнали «Примечания».
В небольшом зале в дорогом помещении в центральной части Севастополя — баннер штаба «Мы вместе» и стол, за которым сидят участники заседания. Над ним висит «плазма», по которой обычно вещает привлеченный к выборам губернатора политтехнолог из Москвы. Накануне это был красноярский политтехнолог Виктор Потуремский — коллега главы предвыборного штаба врио и выпускника секс-тренингов Сергея Толмачева. Потуремский работу земляка Развожаева оценил работу исключительно в комплиментарном ключе.
Вокруг стола сели писатель из Крыма Сергей Юхин, член Общественной палаты России от Севастополя Наталья Кирюхина, которая — чего скрывать-то — добилась расположения Развожаева и его помощи в лоббируемых ею общественных проектах, местные авторы Telegram-каналов Алиса Лазарева и Лариса Петренко, штатный политолог предвыборного штаба Олег Николаев (ну, тот, что из Хакасии, где Развожаев упустил пост губернатора из-за популярного молодого коммуниста Коновалова).
Юхин, выступавший модератором, сообщил о теме заседания — подведение итогов «народного опроса», который проводился волонтерами Развожаева. В ходе опроса предлагалось оценить по 5-балльной шкале представителей власти: врио губернатора, глав муниципалитетов, депутатов заксобрания и некоторых департаментов. Правда, градостроительный, внутриполитический и экономический никому оценивать не доверили. Потому что, пояснил сам Развожаев, у севастопольцев нет необходимых знаний для объективной оценки. Поэтому оценивать очень проблемные структуры правительства Севастополя должен владелец таких компетенций Развожаев, как он считает.
Напомним, по итогам «народного опроса» средний балл Развожаева составил 4,24, хотя, как отметили организаторы «народного опроса», многие горожане тянули врио губернатора на «пятерку». Правительственные структуры, главы муниципалитетов и депутаты ЗС получили на меньше — их труд оценен в среднем на 3,5 балла. Юхин заверил в прозрачности подсчета голосов опроса, результаты которого были озвучены аж через неделю после проведения.
Каждую избирательную кампанию появляется масса видеороликов, на которых видно, как в участковых комиссиях происходят вбросы бюллетеней. Но вбросы на выборах законодательством запрещены, а проведение формирующих опросов под агитацию — нет. (Формирующий опрос является формой агитации, замаскированной под соцопрос общественного мнения — прим.).
Вполне ожидаемо, что дискуссия в «экспертном клубе» не допускала критики врио губернатора и большинства департаментов. Ну, посетовали — неудовлетворительное состояние городского хозяйства, но пришли к выводу, что после избрания Развожаева губернатором у него появится больше маневренности. Почему ее не хватает сейчас, чтобы в центре города просто вовремя убирали мусор, осталось загадкой. Во время круглого стола нет-нет, да вспоминались слова из басни Крылова: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку». Например, хакасский политолог Николаев утверждал, что Михаил Развожаев «сумел заслужить доверие севастопольцев».
«Различные социологические компании дают в районе 80%. Это уровень доверия севастопольцев к Развожаеву», — безапелляционного отрезал он.
Он не упомянул, что ряд таких соцопросов проводили политконсалтинговые компании, часть — предвыборный штаб врио губернатора, еще часть — ФОМ, который воспользовался методом телефонного опроса, который профессиональные социологи считают самым ненадежным. При этом выборка составляла порядка полутора тысяч человек. И вроде бы релевантно, но сомнения — как осадочек в том анекдоте про ложечки — остаются. В научном сообществе, кстати, идет дискуссия, что социология — это не наука, а ее данные — достаточно спорные и ненадежные. А технология формирования заранее прогнозируемого результата соцопроса известна не один десяток лет и широко востребована по всему миру. Как работает социология и как влияют на мнение граждан соцопросами, наглядно описано в книге «Да, господин премьер-министр».
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/QOxXnHtSEvk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
Но функционеры предвыборного штаба Развожаева ссылаются на данные подобной социологии как на непреложную истину.
В целом разговор на заседании «экспертного клуба» очень быстро перетек от итогов «народного опроса» к поздравлениям Развожаева с первом годом управления Севастополем.
«Тенденция такова, что через полгода после назначения у руководителя региона снижаются рейтинги из-за того, что у населения падает кредит доверия из-за невыполненных обещаний, — сказал политолог из Хакасии Олег Николаев. — Однако Развожаев этого избежал, а его рейтинги продолжают расти. У Михаила Развожаева получилось все наоборот: через год у него рейтинг как у руководителя не только не упал, он вырос и держится на очень высоких позициях».
При этом о проведении независимых соцопросов в Севастополе не слышно, узнать о реальном рейтинге врио губернатора общественность не может. В 80% доверия, например, верится с трудом. Да и быть ли в Севастополе сейчас независимой социологии? У Развожаева на этих губернаторских выборах нет реальных конкурентов, которые могли бы ее заказать и обнародовать. Данные же реальных — но закрытых соцопросов, которые проводятся, например, ФСО — общественности не покажут.
Хвалебные тезисы Николаева, разумеется, поддержал земляк Развожаева — политтехнолог Потуремский, назвав решение провести «народный опрос» «смелым». Как многие федеральные эксперты, он сначала послушал местных жителей, знакомых с политической обстановкой, а потом изложил другими словами сказанное политологом Николаевым, авторами Telegram-каналов и общественниками. По словам Потуремского, Развожаев «находит абсолютно новый управленческий стиль соответствующий современным вызовам» — этот стиль построен не «на сакральности власти», а прежде всего «на эффективности и коммуникациях с населением». К этому, правда, никто не добавил, что данные об осуществлении федеральной целевой программы развития и региональных госпрограмм говорят об обратном. У эффективного управленца Развожаева за год его вриогубернаторствования — более низкие результаты, чем у далеко неэффективного экс-губернатора Дмитрия Овсянников, которого так любит прищучить пул местных провластных СМИ. При этом все сданные объекты и проекты, на которых построена пиар-кампания Развожаева, относятся к периоду работы в городе Овсянникова.
Политолог Николаев снова изрек штамп, которым пестрят местные СМИ, — что блестящие показатели рейтингов Развожаева связаны с тем, что врио смог выстроить хорошие коммуникации с севастопольцами. О том, что чрезмерный пиар врио в соцсетях раздражает горожан, политолог то ли умолчал, то ли запамятовал. Как и о том, что многих пользователей соцсетей отправляют в бан на странице врио губернатора за неудобные вопросы и активные жалобы на то, что на их обращения севастопольские власти не реагируют. Проваливается та самая «новая искренность», которую главам регионов рекомендует АП.
Пропустили участники «экспертного клуба» и то, что на прием к врио попасть не намного проще, чем к нелюдимому Овсянникову.
Но заслугой Развожаеву приписали эффективное управление городом во время пандемии коронавируса. О том, что резервный коечный фонд оперативно обеспечили военные, а жители и гости города не соблюдали установленные властями ограничения, не вспомнили. Не вспомнили очередей за пропусками для походов на работу и обратно, отсутствие масок и антисептиков, завышение цен на лекарства и продукты.
Автор Telegram-канала Лариса Петренко попыталась добавить капельку объективности, заметив, что если с коммуникациями у Развожаева все хорошо, то с хозяйственной частью все далеко не радужно. Иными словами: у губернатора идет перекос представительских функций вместо исполнительных. Ведь врио губернатору надо не только лицом «светить», но и бюрократической рутиной заниматься, и федеральные деньги осваивать. Автор Telegram-канала Алиса Лазарева заметила, что Развожаева нужно ценить за проявляемое им терпение (особенно к «каким-то» общественникам, которые трясутся над историей и «скрепностью» Севастополя). По мнению Лазаревой, если уж развивать Севастополь как «город-скрепу», то следует остановить все стройки, а историкам законсервировать все исторические находки.
«Тогда мы будем бегать как греки, пьяные от вина, и кричать: верните наши скрепы, вот наш бог Зевс, — сказала Алиса Лазарева. — Или мы будем развиваться как вся Россия, а развитие России, конечно, подразумевает почитание традиций, но в мыслимых ситуациях, а не в немыслимых, как у нас. На данный момент его (Развожаева — прим.) отличает, действительно, терпение. Он пытается со всеми говорить в одном тоне, всех услышать».
К этому писатель Юхин добавил: «Терпение — это действительно важная черта, она позволяет ему сохранять этот мир, не дать его уничтожить».