Севастопольский морской развод

Главный судостроитель города срывает сдачу плавкранов и остается без руководителей производства на фоне указа Путина акционировать предбанкротное ФГУП и планов Мантурова застроить его территорию
1.02.2021 в 19:59 Автор: Алексей Филимонов
Фото пресс-службы СМЗ

Идущий сегодня ко дну долговой ямы «Севастопольский морской завод» в 2014 году стал символом российского возрождения судостроения в предвыборной кампании «Единой России». А в 2015 – апофеозом запроса населения на историческую справедливость –предприятие «именем революции» было экспроприировано у тогда президента Украины Петра Порошенко. 

Следующие два-три года ознаменовались долгами по зарплате, уголовным делом на руководство СМЗ, передачей производственных мощностей в управление «Объединенной судостроительной корпорации» (ЦС «Звездочка») и оформления национализированной городом собственности в федеральную. 

В 2016-м сообщалось о переправке понтонов для будущего Крымского моста, которые, как говорят старожилы «Севморзавода», на деле не строились, а были собраны на СМЗ из украинских понтонов, заказанных под речной кран-тримаран при Порошенко. В 2010-х он планировал закончить заложенный еще Леонидом Кучмой грузовой 1200-тонник, но не нашел на проект деньги и современные комплектующие. После того, как на воду был спущен первый понтон, а другие медленно доводились до ума, Порошенко рассчитывал отдать территорию завода под яхтенную марину и застроить территорию апартаментами.

Петр Порошенко на СМЗ во время торжественного спуска понтона для плавкрана. Апрель 2011 года. Фото: Новый Севастополь 

История с плавкранами «Севморзавода» при Украине почти под копирку повторяется в России. В 2017 году «Звездочка» заложила на СМЗ 400-тонный «Севастополь». Через два года торжественно был спущен на воду только понтон. Подобная участь постигла и 700-тонного «Григория Просянкина». Плавкран начали строить в 2018-м, а в ноябре 2020-го объявили о спуске лишь «основной части» понтона грузоподъемника. И под ПК-400 «Севастополь», и под ПК-700 «Григорий Просянкин» использовали оцифрованные по заказу Минпромторга РФ за 360 млн рублей проекты ЦКБ «Коралл» из 1990-х. 

Председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко во время торжественного спуска на воду понтона для ПК-400 «Севастополь». Октябрь 2019 года. Фото: Корабел.ру

Как говорят на предприятии, активное строительство плавкранов за почти шесть миллиардов рублей снова упирается в утраченные компетенции, отсутствие на территории РФ подходящих двигателей и других комплектующих.

И вот в 2020 году руководители Минпромторга РФ начали косвенно подтверждать несостоятельность проекта большого судостроения в Севастополе. За две недели до выборов Михаила Развожаева в губернаторы город посетил министр Денис Мантуров. Федеральный чиновник сообщил своей пресс-службе, что «Севморзавод» объединят с «13-м судоремонтным заводом», и освободившиеся после этого промплощадки отдадут под застройку гражданской инфраструктурой.

Развожаев через свою пресс-службу поспешил нивелировать потенциальное недовольство избирателей и недоумение работников предприятий от такого решения властей. Он заявил, что «Объединенная судостроительная корпорация» уже заканчивает акционирование «Севморзавода» и будет создавать в городе мощный кластер, а оптимизация территории СМЗ лишь сделает производство более компактным. Чуть позже на встрече с коллективом «13-го судоремонтного» Развожаев опроверг слова Мантурова об объединении предприятия с «Севморзаводом».

На поверку слова ставшего 14 сентября 2020 года губернатором Развожаева уже опроверг Владимир Путин. Спустя полтора месяца, 21 октября, президент подписал указ не о завершении, а только начале акционирования «Севморзавода», которое должно продлиться еще 18 месяцев. За неделю до президентского указа в Севастополь снова приехали представители Минпромторга. Замдиректора судостроительного департамента Константин Анциферов назвал «спорным» будущее больших госзаказов для «Севморзавода» и «13-судоремонтного». По словам чиновника, предприятия не справляются с проектными сроками, и им еще нужно показать свою работоспособность. Он предложил сконцентрироваться на мелкосерийном производстве и попробовать собрать, например, буксир. 

В настоящий момент «Севморзавод» – это разведенный на две базы актив. Производственной – через ЦС «Звездочка» управляет «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а имущественной – ФГУП «Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе», который принадлежит Минпромторгу РФ. Чтобы свести это все под началом ОСК, и было затеяно акционирование ФГУП. 

В декабре прошлого года стало известно, что Росимущество подало несколько исков к должному акционироваться по указу Путина предприятию. Общий долг за аренду территории с момента передачи «Севморзавода» в федеральную собственность составил свыше 60 миллионов рублей. Также Росимущество пытается в одностороннем порядке увеличить стоимость этой аренды для ФГУП до 36,9 млн рублей в месяц, которых у предприятия нет, как и денег оплатить накопившиеся долги. Предположения СМИ о предстоящем банкротстве, остались без комментариев участников судебного процесса. 

Почти одновременно с претензиями Росимущества к ФГУП из руководства промбазой «Севморзавода» ушли по собственному желанию первый замдиректора по производству Сергей Черногубовский и главный инженер Александр Ещенко, отвечавшие за строительство плавучих кранов. На сайте ЦС «Звездочка» они еще числятся в штате, но близкие к СМЗ источники «Примечаний», говорят, что Севастополь в марте покинет и генеральный директор предприятия – Владимир Баженов. Ранее о предстоящей отставке Баженова сообщал Крымский канал в Telegram. Якобы он не хочет отвечать за провал программы ПК-400 и ПК-700, поэтому может возглавить «Средне-Невский судостроительный завод». Источники «Примечаний» называют Баженова будущим руководителем другой – кронштадтской верфи. 

Как все это отразится на будущем судостроении в Севастополе, пока неизвестно. Госзаказы для предприятий города или обеспечения базы ЧФ морскими перевозками все больше любят тишину. Вместе с амбициями на плавкраны, похоже, остается несбыточным проект «Комета 120М». Рыбинский «Вымпел» собирался собирать суда на подводных крыльях в Севастополе, однако тихо бросил площадку и недавно был отдан в собственность «Объединенной судостроительной корпорации». Но имущественная база «Вымела» в Ярославской области выглядит менее привлекательной для застройки апартаментами или появления там марины, чем территория «Севморзавода» в Южной бухте Севастополя.



Показаны все новости
Новости
26.12.2025 в 19:43
Житель Белогорского района осужден на 8 лет за вымогательство и кражу чужого паспорта
Крымчанина обвинили в противоправных действиях, совершенных по предварительному сговору.
26.12.2025 в 19:25
В Крыму планируют усилить меры безопасности в новогоднюю ночь
В преддверии новогодних торжеств на полуострове значительно усилено дежурство экстренных служб.
26.12.2025 в 17:24
В Подмосковье прошли похороны погибших из-за взрыва инспекторов ДПС
Офицеров похоронили на Аллее Славы — месте, предназначенном для увековечения памяти защитников правопорядка.
26.12.2025 в 16:17
Мать семилетнего ребенка пожаловалась на непрекращающийся буллинг в школе
Очередной случай травли несовершеннолетнего со стороны сверстников произошел в Иркутской области.
26.12.2025 в 14:56
Жительницу Керчи осудили за мошенничество с маткапиталом
Завершился судебный процесс по делу о незаконном обналичивании средств материнского капитала.
26.12.2025 в 13:05
Россельхознадзор выявил нарушения на крымских ярмарках
Торговцам вынесли предписания.
26.12.2025 в 12:24
В Севастополе ликвидировали пожар на производстве на Портовой
Причины возгорания не называются.
26.12.2025 в 10:45
Пользователи пожаловались на недоступность Telegram
Массовые сбои в цифровых сервисах: Telegram и YouTube подвели пользователей.
26.12.2025 в 09:58
Cуд обязал Ларису Долину освободить жилплощадь в Хамовниках
На итоговое заседание звезда российской сцены не явилась.
25.12.2025 в 16:56
Водитель принудительно высадил школьника из автобуса в минус 40 из-за шоколадки
В Ханты-Мансийске рассматривают инцидент с несовершеннолетним пассажиром общественного транспорта.
25.12.2025 в 16:40
Крымчанин пойдет под суд за шпионские игры и сбор секретной информации
Мужчина вступил в переписку с представителем украинской СБ и выполнял данные ему поручения.
25.12.2025 в 16:30
В СПЧ прокомментировали скандал с унижением пожилого учителя московской школы
В России обсуждают механизмы противодействия оскорблениям учителей.
25.12.2025 в 16:17
Археологический памятник пострадал из-за частной стройки в Крыму
Суд вынес приговор по делу о наследии «Поселение Василядя балка».
25.12.2025 в 15:22
Керченская администрация выплатит компенсацию несовершеннолетней, пострадавшей от укуса бездомной собаки
В Керчи разрешился правовой конфликт, связанный с нападением безнадзорного животного на ребенка.
25.12.2025 в 15:16
Интернет могут замедлить в Петербурге в период новогодних празднований
В преддверии праздничных мероприятий в Санкт-Петербурге не исключено временное снижение скорости мобильного интернета.
25.12.2025 в 12:41
Прокуратура взяла на контроль расследование ДТП с пострадавшими детьми в Черноморском районе
Инцидент произошел накануне, 24 декабря, около 15:45 в селе Кировское.
25.12.2025 в 11:07
Мясные нарезки. Самое популярное блюдо на новогоднем столе назвали самым опасным
В процессе нарезки, упаковки или доставки в пищу могут попасть сальмонеллы, кишечная палочка или листерии.
24.12.2025 в 19:48
Пасынку рок-музыканта Стаса Намина продлили содержание под стражей
Арест продлен до 1 апреля.
24.12.2025 в 19:26
Прокуратура держит на контроле капремонт паркового комплекса в Белогорске
Работы ведутся в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
24.12.2025 в 19:00
Обвиняемую в педофилии молодую учительницу отпустили из СИЗО в Санкт-Петербурге
Педагога подозревают в совращении двух 12-летних школьников — у следствия имеется подтверждающая переписка.
Новости СМИ2