В Севастополе застройка мыса Хрустальный образовательно-культурным кластером, создаваемым по поручению Президента России, со старта оказалась незаконной. Это установили суды, которые рассматривали заявления провинившегося фонда «Национальное культурное наследие».
Фонд в ноябре 2018 года получил от администрации города-героя на Хрустальном участок площадью 5,65 гектаров с разрешенными видами использования «культурное развитие, образование и просвещение, жилая застройка». Здесь должны появиться театр оперы и балета, жилой комплекс для артистов, хореографическое училище с общежитием для студентов, киноконцертный и художественный комплексы (в том числе с блоком о военной истории Севастополя) и парк, как и просил Владимир Путин. Стоимость строительства оценивается в 25 миллиардов рублей, а его продолжительность — пять лет, писало издание ForPost. Аналогичные кластеры строятся также в Калиниграде, Владивостоке и Кемерове.
Спроектировать и построить кластер в Севастополе должна была компания «Стройгазмонтаж», подконтрольная бизнесмену Аркадию Ротенбергу, ее фонд нанял в декабре 2018 года. Возведение комплекса началось с жилых домов на 238 квартир (и это первый этап) — и началось без необходимого на это разрешения на строительство. Это было установлено в ходе прокурорской проверки по заявлению спикера заксобрания Севастополя Екатерины Алтабаевой (сейчас — член Совета Федерации) о законности застройки территории объекта культурного наследия «Форт Меншиков». Об опасности, угрожающей этому объекту, заявляли активные горожане, которые выходили на пикеты у здания правительства города.
Севгосстройнадзор, который подтвердил выводы прокуратуры, рассмотрел собранные материалы и признал фонд «Национальное культурное наследие» виновным по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ — «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство». За это фонд был оштрафован на 250 тысяч рублей.
Наказание фонд попытался отменить в Арбитражном суде Севастополя, который отказал в удовлетворении заявленного требования — признать незаконным и отменить постановление Севгосстройнадзора.
«Доказательства, свидетельствующие о том, что фонд предпринял исчерпывающие меры для недопущения строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: улица Капитанская, дом 1, Севастополь, без разрешения на строительство, в материалах дела отсутствуют.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии вины Фонда в совершении вменяемого ему административного правонарушения», — пояснил суд первой инстанции, подтвердив, что в ходе строительства мог быть поврежден объект культурного наследия.
Решение Арбитражного суда Севастополя оставлено без изменения, а жалоба фонда — без удовлетворения постановлением 21-го арбитражного апелляционного суда, вступившим в законную силу.
Параллельно с этими разбирательства стало известно, что изменился подрядчик создания культурно-образовательного кластера — им вместо «Стройгазмонтажа» стал «Стройтрансгаз» (компания связана с бизнесменом Геннадием Тимченко).
Напомним, учредителями фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», согласно сведениям ЕГРЮЛ РФ, являются Мариинский и Большой театры, Государственный Эрмитаж и Государственная Третьяковская галерея.
Ранее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский возмутился хаотичной неконтролируемой коммерческой застройкой южного берега Крыма и призвал федеральное правительство в происходящий там беспредел.
«Отсутствует четкая государственная и культурная политика, направленная на сохранение созданных предыдущими поколениями культурных «слоев» этой территории», — отметил Пиотровский, слова которого приводит ForPost.