Активисты заявили о нарушении законодательства при создании медкластера

Севастопольцы разослали соответствующие обращения с разъяснениями в профильные ведомства
Анна Дудко
28.09.2020
Иллюстративная фотография:pixabay.com

Строительство больницы скорой медицинской помощи в Севастополе — не забота о жителях города, а всего лишь желание местных властей быстрее освоить средства, выделенные в рамках ФЦП социально-экономического развития Крымского полуострова до 2024 года. Так считают местные жители, которые направили соответствующие заявления в профильные ведомства.

В распоряжении «Примечаний» оказалось обращение эко-активистов, адресованное начальнику министерства природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину. В нем поясняется, что строительством больницы скорой медпомощи занимается дочерняя организация госкорпорации «Ростех» — компания «РТ-СоцСтрой». Под строительство отведен участок площадью 6,9 гектаров, по адресу Фиолентовское шоссе, 15. Медучреждение площадью около 55 тысяч квадратных метров рассчитано на 470 койкомест и 200 посещений в смену. Здание спроектировано в виде пяти корпусов разной этажности — от трех до восьми этажей. Больница будет состоять из пяти блоков: операционного (с приемным отделением), диагностического, лабораторного, стационара и пищеблока. На эти цели из бюджета страны выделено 7,58 миллиарда рублей.

В документе подробно описывается, почему активисты считают, что действия правительства Севастополя относительно порядка выделения участка для строительства больницы, а также законности и обоснованности этого проекта, могут нарушать законодательство РФ в сфере защиты окружающей среды.

Относительно порядка выделения участка

Так, согласно статье 5.1 градостроительного кодекса РФ при строительстве подобных объектов должны проводиться общественные обсуждения и публичные слушания. Однако в проекте на строительство больницы нет протоколов о слушаниях или обсуждениях по вопросам целевого назначения земли и выделенного участка под строительство, а также рассмотрения альтернативных участков, где можно создать больницу.

Относительно законности и обоснованности проекта на строительство больницы

Согласно своду правил о строительстве в сейсмических районах (СП 14.13330.2014), стройплощадки, где отмечены слаженные грунтами участки, в том числе карстом (растворением или размывом трещиноватых пород подземными водами — прим.), являются неблагоприятными в сейсмическом отношении. При строительстве зданий там следует принять дополнительные меры по укреплению оснований, усилению конструкций и защите от опасных геологических процессов.

Для повышения сейсмостойкости здания медучреждения проектом предусмотрено устройство металлических связей по фасаду с элементами устройств для гашения или предотвращения колебаний. В качестве таких элементов приняты сейсмоизоляторы со свинцовым сердечником. Однако эти дополнительные меры, в нарушение правил о строительстве в сейсмических районах, в проекте не представлены.

Также, в проекте сказано о наличии на стройплощадке грунта ИГЭ-3 — это полускальный известняк пониженной прочности. При проведении буровых работ на объекте вскрыли карстовые полости, диаметр провала которых составляет от 3,2 до 4,5 метров, а на глубине заложения фундаментов — 2,9-3,5 метра. На глубине 5 метров выявили аномальные зоны с повышенной трещиноватостью — признаками опускания участков поверхности диаметром до 20 метров. По данным геофизических исследований, отмечены аномальные зоны развития карстовых пустот до 20 метров в диаметре.

Однако из проекта больницы не ясно, как неблагоприятные в сейсмическом отношении карстовые грунты со средними воронками 3-10 метров могли уменьшить сейсмичность района строительства с фоновых 9 баллов до расчетных 8,37 баллов.

В научно-техническом заключении проекта подчеркивается, что нужно «разработать рекомендации по инженерной подготовке территории в связи с карстово-суффозионной опасностью на участке строительства объекта — выполнить дополнительные инженерно-геологические и геофизические изыскания, и опытные работы, для детального установления и распространения границ карстовых пустот под проектируемыми сооружениями».

После дополнительных изысканий, в разработанном котловане запроектировали работы по закреплению закарстованных пород раствором цемента через пробуренные в обсадной трубе скважины глубиной не менее 20 м. Необходимость устройства цементации, шаг сетки и глубина скважин должны уточняться по результатам дополнительных изысканий. 

Кроме того, проект не отвечает на вопрос, каким образом плитный фундамент, указанный как «противокарстовые мероприятия», может уберечь здание от обрушения в случае провала в карстовые пустоты до 20 метров в диаметре, если величины некоторых блоков и сооружений  объекта составляют менее 20 метров.

Таким образом, проект демонстрирует недостаточность проведенных изысканий в части: исследования грунтов под корпусами больницы; определения объемов работ, необходимых для закрепления закарстованных пород инъецированием цементного раствора из скважин; определения объемов работ, необходимых для бетонирования карстовых воронок и пустот после проведения дополнительных инженерно-геологических и геофизических изысканий.

Отсутствие достоверных данных до начала строительства объекта после проведения дополнительных изысканий может повлечь как выявление дополнительных работ с приостановкой строительства объекта, так и вовсе отказ от строительства объекта.

Пункты 3.1 и 10.1 ГОСТа 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований» предусматривают, что для каждого сооружения необходимо установить его класс (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от его назначения, а также последствий их повреждений и разрушений. В зависимости от класса при проектировании сооружений нужно использовать коэффициенты надежности по ответственности.

Больница скорой медпомощи относится к объектам жизнеобеспечения городов и относится к классу КС-3, с повышенным уровнем ответственности. Однако в проекте указано что только диагностический и радиологический блоки относятся к повышенному уровню ответственности, а остальные три относятся к нормальному уровню. Коэффициент надежности по ответственности принят 1,0 для зданий нормального уровня ответственности и 1,1 для зданий повышенного уровня ответственности, что противоречит ГОСТ 27751-2014. Поэтому коэффициент надежности 1,0 для блоков III, IV, V, VI принят неверно и должен составлять 1,1. 

В проекте не указан принятый коэффициент К0, определяемый назначением сооружения при расчетах на проектное землетрясение и максимальное расчетное землетрясение. В проекте не указан принятый коэффициент К1, учитывающий допускаемые повреждения зданий и сооружений при определении расчетных сейсмических нагрузок на такие здания и сооружения. Таким образом, выполненный расчет на устойчивость сейсмического воздействия противоречит правилам о строительстве в сейсмических районах.

Вышеуказанные замечания непосредственно влияют на надежность и безопасность объекта, в связи с чем не понятно, каким образом объект мог получить положительное заключение экспертизы в части конструктивных решений.

В проекте строительства больницы относительно водоснабжения указано, что «пять резервуаров соединены попарно, для сохранения 50% запаса воды», однако пять — нечетное число, следовательно, пять резервуаров не могут быть соединены «попарно». Таким образом, проектом фактически не предусмотрено сохранение 50% запаса воды.

В разделе проекта «Резервуары запаса воды» учтены только резервуары для обеспечения нужд наружного и внутреннего пожаротушения. Но согласно пункту 16.3 свода правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (СП 31.13330.2012) при использовании одного источника водоснабжения (в том числе поверхностного при заборе воды в одном створе) в районах с сейсмичностью 8 и 9 баллов следует предусмотреть на пожаротушение в два раза больше воды, чем определяется по пункту свода правил 11.4. И объем воды, обеспечивающий производственные нужды по аварийному графику и хозяйственно-питьевые нужды в размере 70% расчетного расхода не менее 8 часов в районах с сейсмичностью 8 баллов, и не менее 12 часов для 9 баллов.

Активисты считают, что организация двух труб водоводов, указанных в проекте, не может считаться двумя источниками водоснабжения, поскольку в технических условиях ГУПС «Водоканал» №21/3 -13536 от 1 октября 2018 года указан только один источник водоснабжения — «Точка подключения - водовод Ду-500мм от ВУ-19 по Фиолентовскому шоссе, в районе улицы Готская, 126-А.».

Таким образом, проект больницы, в нарушение технических норм, не предусматривает резервуары для обеспечения аварийного объема воды на производственные и хозяйственно-питьевые нужды в размере 70% расчетного расхода не менее 8 часов.

Вместе с тем, согласно 4-ому Федеральному Закону № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к объектам пониженного (III-го) уровня ответственности относятся сооружения временного (сезонного) назначения и здания вспомогательного использования (связанные со строительством или реконструкцией объекта), либо расположенные на участках под индивидуальное жилищное строительство.

Система канализации больницы должна обеспечивать работу объектов I (повышенного) и II (нормального) уровней ответственности, функционирующих, в том числе, в случае ЧС и военных действий. Поэтому уровень ответственности системы канализирования (водоотведения) не может быть ниже уровня зданий, функционирование которых она обеспечивает по I категории. 

Учитывая написанное в своде правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», данные системы канализирования (водоотведения) должны иметь сейсмичность 8 баллов, согласно категорированию объектов. Однако в проекте неправомерно установлена сейсмичность 7 баллов.

Следует также отметить, что проект подразумевает подключение больницы к Южным очистным сооружениям, куда планируется сбрасывать более 435 кубометров стоков в сутки. При этом, принимая во внимание отчет ГУПС «Водоканал» за 2018 год, мощности системы водоотведения у КОС «Южные» для дополнительных подключений к ним отсутствуют

Относительно нарушений законодательства в сфере окружающей среды при разработке проекта 

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

На основании статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральным Законом № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 60 указанного Закона в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Для реализации проекта по строительству больницы скорой медпомощи правительство Севастополя выделило участок, где расположено 5 000-6 000 зеленых насаждений (по сути, лес), включая «краснокнижные» виды можжевельника. 

В проекте есть перечень мероприятий по охране окружающей среды и результат их согласования с органами власти города. Однако этот перечень не соответствует постановлению правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Местные жители считают, что проверке подлежат: данные исследований в сфере геодезии, археологии, экологии (в том числе экологический мониторинг места будущего строительства с указанием данных, отражающих влияние на экологию Севастополя и Гагаринского района); список растений, подлежащих вырубке и наличие на них порубочных билетов; официальное заключение об отсутствии нарушений статьи 60 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», запрещающей вырубку «краснокнижных» видов растений. 

При этом проект содержит сведения о компенсационных посадках — два сеянца вместо одного срубленного дерева. Местные жители считают, что такие меры не способны компенсировать вырубку взрослых деревьев, в том числе можжевельника, растущего на пару миллиметров в год, учитывая, что сеянцы — это даже не саженцы. Проектом не предусмотрено использование технологии пересадки возрастных деревьев.

Кроме того:

24.июля 2020 года получен ответ Севприроднадзора о том, что подрядчику строительства отказано в выдаче порубочного билета на снос зеленых насаждений ввиду того, что в ходе обследования территории выявлено несоответствие данных, представленных в перечетной ведомости и дендроплане от фактического произрастания растений;

27 июля 2020 года выявлено, что на участке уже возводится строительный забор, однако, как ясно из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, разрешение на строительство объекта не выдавалось, а возведение забора является нарушением Градостроительного кодекса РФ.

Правительством Севастополя выделен участок под строительство больницы Р-4-1. Однако в границах данного участка расположены участки В-5-1, В-5-2. По приказу министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года № 1864, в границах участка   Р-4-1 запрещается вырубка озелененных участков, кроме санитарных рубок ухода и рубок, необходимых для строительства объектов здравоохранения, при условии проведения полного комплекса компенсационных мероприятий в соответствии с законодательством РФ. 

Таким образом, полномочия по государственной охране указанного объекта осуществляются министерством культуры. Поэтому, при выдаче положительного решения о возможности вырубки деревьев на территории участков В-5-1, В-5-2 в ответе № 2540/01-02-04-13/02/19 от 28 марта 2019 года за подписью директора департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Александра Моложавенко, он превысил свои должностные полномочия и исказил действующую на тот момент законодательную и нормативную базы.

А именно, на дату выдачи ответа, согласно указанному приказу Министерства Культуры РФ, вырубка деревьев ценных пород на участках режима Р-4-1 допускалась только с целью санитарных рубок. В описании же участков В-5-1, В-5-2 разрешение на рубку ценных пород деревьев отсутствует, а значит, на них на тот момент распространялись общие ограничения режима участка Р-4-1. 

Поэтому оснований для разработки проекта, предусматривающего вырубку более 6 000 деревьев ценных пород и получения им положительного заключения экспертизы, на дату выдачи ответа Моложавенко и подписания проекта (май 2019) не было. Ведь изменения в приказ, разрешающие вырубку деревьев на участках режима Р-4-1, были внесены только 08 июля 2019.

Таким образом, не представлено подтверждение выполнения требований обеспечения сохранности объекта культурного наследия при разработки проекта строительства больницы. 

Активисты попросили минприроды РФ провести проверку действий правительства Севастополя относительно порядка выделения участка под строительство больницы скорой медицинской помощи; законности и обоснованности проекта на строительство относительно защиты окружающей среды; проверить перечень мероприятий по выбору участка строительства медучреждений и данные о наличии сейсмологической опасности при возведении многоэтажных зданий из-за наличия карстовых впадин и пустот на глубине от 3 до 10 метров на предполагаемом участке строительства.

Заявители подчеркнули, что подрядчику придется массово вырубить 7 250 растений, из которых 4 630 — занесены в Красную книгу России и Крыма. Они попросили минприроды РФ обратить внимание на коэффициент растущих в Гагаринском районе растений, поглощения ими углекислого газа  и производительность полезных свойств для населения, так как уровень запыленности и загазованности вырос в Севастополе в 2.8 раза. Массовый снос деревьев послужит серьёзным ударом по флоре и биоразнообразию Севастополя, что может сказаться на здоровье каждого жителя, заключили активисты. 

Напомним, сегодня должны пройти публичные слушания по поводу строительства больницы скорой помощи. Как писали «Примечания», на территории, проект планировки и межевания которой только сейчас вынесен на обсуждение, строительство больницы уже началось. Она войдет в планируемый врио губернатора Михаилом Развожаевым медкластер на участке площадью больше шести гектаров. По сведениям эко-активистов, для объекта генподрядчик по заказу правительства города должен вырубить тысячи растущих там деревьев возрастом не меньше 50 лет.

«Нам бы хотелось, чтобы пересмотрели данный проект, учли те замечания по моментам, которые обнаружили мы, произвели инвентаризацию краснокнижных деревьев, сохранили этот лес и перенесли строительство больницы, — сказал эко-активист Николай Иванов. — Мы — за больницу. Мы за строительство больницы — это развитие города. Это необходимая часть города, но на пустыре. Их (пустырей — прим.) много, поверьте».

«Общественный интерес требует компромисса — либо мы строим медицинский городок, который очень необходим городу, либо нет», — сказал врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев, отказав защищающим деревья активистам во встрече и обсуждении проблемы.

Член Совета Федерации от заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева увидела в этом протесте против уничтожения больше 6 000 деревьев украинский след.